МОГИЛА Петр Симеонович (10.01.1597, Молдавия — 11.01.1647, Киев) — церк,, культурный и образовательный деятель. Сын Симеона Могилы, господаря Валахии (1601 — 1607) и Молдавии (16071609). По смерти отца переезжает вместе с матерью на зап. укр. земли. В Львовской братской школе получил начальное образование, которое дополнил в Замойский академии (Польша) и высших школах Зап. Европы. Служил в польск. армии, участвовал в сражениях под Цецорой (1620) и Хотином (1621); некоторое время М. намеревался вернуть себе молдавский трой. Тесно сойдясь с Киевским митрополитом И. Борецким, он по его наущению в 1627 г. принял монашество в Киево-Печерском монастыре и того же года был избран здесь архимандритом. Отстаивал права рус. православной церкви, добившись ее легализации (Пункты успокоения 1632). Благодаря поддержке польск. короля Владислава IV, родственным связям с рус. и польск. магнатами и благосклонному отношению к нему шляхты был рукоположен (1633) на Киевского и Галицкого митрополита несмотря на ранее выбранного И. Копыстенском (промосковского церк. деятеля). Как архимандрит, и митрополит М. проводил огромную культурно-образовательную деятельность, заботясь не только о повышении образовательного уровня укр. православного клира, но и вообще высших и средних слоев рус. общества. В 1631. М. основал в Киево-Печерской лавре школу, которую в следующем году объединил с братской школой на Подоле, что положило начало знаменитой Киево-Могилянской коллегии, самого значимого культурно-образовательного очага Сх. Европы. М. заботился о развитии книгопечатания, восстанавливал и реставрировал церкви.-истор. достопримечательности Киева, проводил археол. раскопки.

Вокруг М. образовался кружок выдающихся ученых и культурных деятелей, т.зв. Могилянский Атеней (Сильвестр Косов, Исаия Трофимович-Козловский, Афанасий Кальнофойский и др.), который под его руководством занимался большим наук.-богословской деятельностью, выпустив ряд церк. работ, наиболее известной среди которых были «Православное исповедание веры», что составляло ответ укр. православной церкви на упреки в ереси и деградации. Зредаговане в виде катехизиса «Православное исповедание веры» было обсуждено на соборах в Киеве (1640), Яссах (1642) и окончательно одобрено в дальнейшем всеми сх. патриархами. Не менее ценным является подготовленный М. и его кружком «Евхологион, альбо молитвослов, или Требник» (1646), известный также под названием «Большой требник Петра Могилы», составленный с использованием огромного количества древних греч. и лат. источников. «Требник» является настоящей энциклопедией своего времени, где вместе с ритуальной, обрядовой стороной церк. жизни содержится ценнейший истор. материал о социально-полет. и культурные особенности рус. народа, социальные группы, из которых он состоит, и, через церковную обрядность, отношение их друг к другу. В «Требнике» отраженные экуменистические настроения и желания М., последние нашли свое практ. проявление в переговорах М. с папским правительством о создании укр.-белорус. патриархата, подчиненного Риму, хотя этому проекту не суждено быть реализованным. Большое значение для православной догматики имел полемическое сочинение «Литос, или камень веры» (1644). Самом М., как считают исследователи, принадлежащие «Анфологион» (1636), «Евангелие учительное» (1637), печатные проповеди и тому подобное. Характерной особенностью проповедей М. является то, что, желая сделать их доступными и понятными широким слоям рус. люда, он почти все библейские тексты подает современной ему рус. языке.

Известные рус. историки по-разному оценивали деятельность Н. Если П. Кулиш резко отрицательно характеризовал ее, то М. Василенко и Н. Грушевский в целом ее недооценивали, а Н. Полонская-Василенко, И. Огиенко и особенно В. Оглоблин дали ей высокую оценку. Последний, характеризуя три аспекта его деятельности — нац., культурно-образовательный и церк., писал: «Сутки Могилы — то была эпоха больших достижений. Грандиозный проект создания украинского патриархата, совмещенный с идеей возрождения единой вселенской христианской церкви под главенством папы, пусть не совершенный, свидетельствует о том, что украинские церковные круги мыслили тогдашние мировым масштабам не только пространства, но и времени. Создание Киево-Могилянской коллегии, этой славы и гордости Киевских Афин, что вскоре станет «альма-матер» для всего православного Востока, ее величественная научная историко-археологическая работа сделала Киев господствующим центром всей Восточной Европы. Было бы совершенно ненаучно и не исторически думать, что эти огромные объемы украинской религиозной и научной мысли не повлияли на дальнейшее развитие украинской духовности и не создали той идейной сферы, что в ней родилась идея украинской национально-освободительной революции. Украинская церковь в середине XVII века далеко уже переросла те государственно-политические рамке, в которых ее держало чужое и чужовірне государственное господство над Украиной и украинским народом. Сама деятельность митрополита Могилы и его киевского кружка ускорила украинский кризис и указала путь к ее решению».