Последовательность подготовки речи

Правила классической
риторики предполагают определенную последовательность действий, по которой нужно готовиться к
публичного выступления. По этому принципу правила делятся на пять разделов: інвенція — отбор материала для речи,
диспозиция — расположение материала,
елокуція — словесное оформление
текста, мемория — запоминание,
и акціогіпокризис — произнесения,
инсценировка речи. Непосредственно создание текста касаются только первые три
разделы, но и два последние не менее важны для успешного выступления.

Інвенція

Готовя речь,
нужно прежде всего выбрать ее тему и цель, после чего можно начинать подбор
риторических средств, которые помогут достичь этой цели. На этапе инвенции и
происходит выбор темы, цели и доказательств, которые могут доказать слушателям нужную
мнение. Інвенція включает три вида средств убеждения: характер, пристрастия и
аргументы.

Удача — это впечатление, которое хочет
произвести выступающий на слушателей. От того, какой образ сложится у оратора
сознания слушателей, зависит их доверие к его словам, а следовательно, и возможность
убедить аудиторию, то есть достичь цели речи.

Оратор во время
выступления должна продемонстрировать качества, которые утвердят его авторитет в аудитории.
К таким качествам обычно относят осторожность, серьезность, надежность,
скромность, уважительное отношение к слушателям. Но они могут варьировать
в зависимости от цели речи и того, к кому и в какой ситуации она обращена: в
некоторых ситуациях смелость, готовность к решительным действиям вызывает большее уважение
к говорящему, чем осторожность. Выявить нужные черты оратор может, выражая
собственное мнение.

Страсти — это и эмоциональная
реакция, которую автор хочет вызвать у слушателей во время речи. Эмоции могут
быть и положительными, и отрицательными, ведь в обоих случаях они помогают
воздействовать на человека, побуждать его к определенным действиям. Этому средству убеждения
уделяли внимание как античные теоретики красноречия, так и авторы учебников
риторики более поздних времен. Так, в «Риторике» Аристотеля подробно рассматриваются
особенности человеческой психологии, которые могут помочь риторові повлиять на
слушателей: чтобы склонить мнение аудитории, оратор своими словами пытается вызвать
радость, сожаление, сострадание, стыд, гнев, честолюбие, патриотические чувства.

Например. Джованни Бокаччо, начиная «Декамерон», определяет своей основной
аудиторией женщин и обращается к их сочувствие, которое, по мнению автора, является
главной их чертой. Чтобы поощрить к чтению книги, автор обещает читательницам
после недолгого сожаления утешение и радость.

«Как іздумаю я себе,
прекрасные дамы, вы все отродясь сердобольные, то вижу уже загодя, печальным и
невеселым кажется вам почин отсієї книги, таким-потому что действительно есть воспоминание о былом
печальную поветрие… И не хотел бы я опрометью одстрашити вас от дальнейшего чтения;
не гадайте, что ждут вас здесь одни только вздохи и слезы. Сей ужасный
начало будет вам будто путникам гора крутая да обрывистая, а за той горой
лежит хорошая-распрекрасная долина, и тем она любіша, чем тяжелее было на гору
п’ястися и с горы зіхо-дить. И как за весельем грусть наступает, так за горем
радости тропе идут. За сиею короткой печалью … наступит скоро утешение и роскошь,
что я впереди обещал…»

Основным средством убеждения
в риторике есть аргументы. В отличие от характера и пристрастий, они обращены к
ума.

Аргументом в риторике
называется форма рассуждения, имеющая целью из известных положений вывести новое.
Те части суждения-аргумента, которые содержат уже известную информацию, называют
основаниями, а новое положение, что из них вытекает, — заключением.

В зависимости от
количества предпосылок и видов связи между ними отделяют различные виды
аргументов. Вот основные из них.

Силлогизм — это аргумент, в котором
вывод следует из двух взаимосвязанных предпосылок. Такой вид аргумента есть
наиболее характерным для научного доказательства.

Например. Подобное суждение мы можем принять в решении задачи по геометрии.

(1) По условию
задачи треугольник ABC — прямоугольный с прямым углом А; (2) по теореме Піфаго-ра
квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме квадратов катетов. (3)
Итак, ВС2 = = АВ2+АС2.

В этом суждении
(1) и (2) — основания, из которых вытекает вывод (3).

Ентимема — это сокращенный
силлогизм, в котором одно из оснований не выражается через его очевидность.
Предположив, что мы хорошо знаем теорему Пифагора, вместо фразы, приведенной как
пример силогизма, можно принять ентимему:

Треугольник ABC —
прямоугольный с прямым углом А, следовательно, ВС2 = АВ2+АС2.

Вот пример более
развернутой ентимеми, принятой в литературной речи.

Итак, поскольку наша
литература становится наконец на свой «собственный путь развития», постольку
перед нами стоит такой вопрос: на какую из мировых литератур она должна взять
курс? (По Н. Волновым)

Пропущенный цель
можно играть так: каждая литература, которая только становится на свой путь, должна
ориентироваться на литературу более развитую.

Епіхерема — это развернутый
силлогизм, который используется в красноречии. В аргументах этого вида, как и
в силогізмах, вывод следует из двух взаимосвязанных предпосылок, но они
выражены развернутыми высказываниями.

(1) Благословенны
те, что по доброй воле живут с ближними искренне и добропорядочно, (2) ибо если добрых
дел делать не будем, вера наша без них будет мертвой; (3) вера же, сама будучи
мертвой, не может оживить и спасти нас (С христианской проповеди).

В этом предложении
первая часть является выводом из суждения (2) и (3).

Сорит — цепочка
связанных между собой суждений, в котором каждое последующее суждение вытекает из
предыдущего.

Например. Верующий человек почитает Бога; тот, кто чтит Бога, чтит его заповеди;
одна из заветов — милосердие к ближнему; милосердие предотвращает преступлений,
облегчая страдания и нищету; предупреждение преступлений служит интересам государства.
Итак, верующий человек служит интересам государства (По Н. Безменовою).

Еще один из
основных видов аргумента — это дилемма, разновидность силогизма, основания которого
противоположными по смыслу и отрицают друг друга. Как пример дилеммы
навести такое суждение:

Каждое государство заботится
о свое вооружение, чтобы защитить мирную жизнь своих граждан. Но чрезмерная
количество оружия лишь способствует жестокости войн. То ли стоит изготавливать орудия
войны, чтобы защитить мир?

Диспозиция

Диспозиция в
классической риторике — это искусство организации сообщения. Этот раздел включает
правила расположения в речи материала, подобранного на этапе инвенции. Доклад
по правилам классической риторики должно состоять из трех основных частей: вступления,
подтверждение и завершение. Введение может быть простым, или подчеркнуто торжественным
эмоциональным. Подтверждение — это часть речи, в которой разворачиваются основные
аргументы; в последней части речи — завершении — делается вывод из
аргументации.

На современном этапе
развития красноречия требования к структуре текста остаются такими же.
Любая речь состоит из вступления, основной части и выводов.

Начиная речь
со вступления, оратор должен установить контакт со слушателями, заинтересовать их и
привлечь их внимание, а также кратко изложить тему выступления и объяснить распределение
его на отдельные вопросы. Вступление должно быть обращенным к слушателям, тогда как в
завершении оратор полностью сосредотачивается на сути проблемы, изложенной в
выступлении.

В основной части
оратор раскрывает тему выступления. Для лучшего восприятия целесообразно тему
разделить на отдельные вопросы. Раскрыв каждый из этих вопросов, нужно сделать
аргументированные выводы. Чтобы понятно и исчерпывающе донести суть речи к
слушателей, стоит вести рассказ от простого к сложному. Все сроки и
понятия, которые могут быть непонятны слушателям, необходимо объяснить. В зависимости
от вида речи можно пользоваться различными видами изложения: описание — рассказ
о свойствах предмета или явления; рассказ о событиях — способ изложения, который
целесообразно использовать в популярной лекции, ибо таким образом легче привлечь
внимание слушателей; доказательства определенного утверждения с помощью аргументов позволяет
сделать повествование более объективной.

Окончания выступления
обычно предполагает обобщение основных мыслей и подведение итогов.