Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) — форма жизненной практики, система мышления людей, мировоззренческий принцип, которые основываются на убеждении, что человек является высшей общественной ценностью, на уверенности в способности человека к неограниченному развитию и самореализации всех ее сущностных сил, способностей и талантов. Идея гуманизма — одна из центральных в человеческой культуре и истории цивилизации, смысловым стержнем которой определено гуманность, понимаемая как человечность, человеколюбие, уважение к человеческому достоинству.

Гуманизм берет начало еще из II века. к н. е. Цицерон определяет гуманизм как основную идею «освобождения» и «обогащения» человека. В эпоху Ренессанса гуманистическая концепция приобретает дальнейшего развития: Данте, Петрарка, Бокаччо, Пико дела Мирандола углубили понимание гуманизма, отразили его как выражение «целостности человеческого духа», свидетельство «полноты и неделимости природы человека». С эпохи Возрождения термин «гуманизм» используется в двух основных значениях: 1) философское учение, теоретически-мировоззренчески объединяет положение о приоритете общественной жизни человеческих ценностей: благополучия, счастья; 2) гуманизм как литературно-художественный, нравственно определенное направление, что утверждает идеал человека как высоконравственной и образованной личности. Кроме того, гуманизм имеет еще один, сугубо личностное «измерение»: его понимают как систему установок индивида на социальные объекты (человек, сообщество, живое существо), а именно: сочувствие, сопереживание; искренняя радость за удачу и успехи другого; наличие мотиваций, которые побуждают человека к дружескому общению, предопределяют поведение, что помогает» (симпатия, альтруизм).

В течение исторической эволюции гуманизм набирает разных форм и оттенков. Существенные различия отличают теологическую и атеистическую версии гуманизма. Светский гуманизм делится на натуралистические и социально-культурные разновидности. «Космические» гуманистические идеи сосуществуют с экзистенциальными, прагматическими, чисто «земными» представлениями о человеке, смысл и «назначения» ее жизни. «Трагическая» концепция гуманизма противостоит оптимистичной. Гуманизм «послушания и приспособления» отрицается учением о «освобождение благодаря бунта». Выдающиеся гуманисты XVII-XIX века. (Ф. Бекон, Г. Декарт, Дж. Локк, Д. Юм, Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Же. Руссо, Г. Лессинг) придавали большое значение человеку, верили в ее разум (рационализм), считали, что человек должен гармонично сочетать духовное и телесное. Острый спор прослеживается между марксистской, атеистической, социально-определенной концепцией гуманизма и теологическими альтернативами (православие, протестантизм, католицизм). Типичная черта «классического» гуманизма — утверждение нового по сравнению со средневековьем образа человека; осознание самобытности каждой личности, ее способности творить себя.

Кредо гуманизма — признание ценности отдельного индивида, неоспоримого и неотъемлемого права на жизнь, свободу и собственность (Дж. Локк). Антропоцентристський взгляд на человека в произведениях гуманистов приобретает нравственно-эстетического оформления (философия сердца и идея «внутреннего человека» Г. С. Сковороды), сопровождается утверждением новой формы равенства людей — равенства всех перед законом, что содержала в себе мощный потенциал идеи правового государства и демократии, общества, что обеспечит возможность человека жить достойно (Г. Монтень). Дискуссионными в доктрине гуманизма остаются идеи о возможности человека быть неограниченным господином над природой («пагубная самонадеянность ума» — Ф. Хайек); абсолютизация индивидуальности, пренебрежение социальных факторов человеческой жизни. Акцентируя особое внимание именно на этих моментах, материалистическая, в том числе марксистская, концепция предложила социально-определенную модель гуманизма общественной ассоциации, что способна преодолеть отчуждение человека, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» — «практический», «положительный гуманизм» (Кол. Маркс). Правда, утопичность марксистского идеала обнаружила общественная практика.

Во второй половине XX века. получает распространение «новый гуманизм», который представляет собой систему отрицаний тоталітаристського, антидемократического режима, в каком бы конкретном социально-политическом виде он не существовал. В 50-е годы XX века. в европейской социально-философской мысли отчетливо прослеживаются два направления гуманистической ориентации. Один из них связан с осмыслением человеческой судьбы в свете возможностей и перспектив социального прогресса. Второй акцентирует внимание на современных проблемах бытия человека. Именно тогда возникают и активно внедряются различные социальные проекты гуманизации человеческих отношений на производстве, в повседневной жизни и общении. Показательна концепция «качества жизни» и «гуманистического комунитаризма» (Е. Фромм). Распространяются экзистенциальные проекты гуманизма: пессимистический (Г. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) и оптимистичный — «позитивный экзистенциализм» (Л. Тренс, М. Поланті, Г. Мэй, Д. Хелбрун).

Последние десятилетия XX века. (60-90-е годы) обозначены новым углублением интереса к проблеме человека, гуманизации общества. «Переоткрытие гуманизма» — главная черта современного стиля мышления (С. Тулмин). «Новый взгляд» на гуманизм означает, прежде всего, уточнение принципов понимания человека и мира, его бытия, отказ от представлений о человеке лишь как «агента социальных сил» и элементарного продукта общественных отношений. Существенной особенностью новых подходов является возрождение ренессансного толкования человека как свободной в своей самореализации личности, породненной с миром природы, возвращенной к эмоциям, эроса, собственного телесного начала. Такое «переоткрытие гуманизма» обусловлено современным ходом событий в мире и совокупностью глобальных проблем, которые подвергают сомнению дальнейшее существование homo sapiens. Идеи «обновленного гуманизма» — человеческое измерение экономики и политики, экологическая этика и мораль не насилия», диалог и толерантность как императивы человеческих взаимоотношений, «активизм» как принцип отношения к неблагоприятным условиям бытия, социальный прагматизм, ориентация на реальные проблемы и заботы «земного человека» обеспечивают ему широкую социальную базу, поддержку со стороны разных слоев населения. Существенной особенностью концепции «нового гуманизма» является защита идей о сочетании индивидуальных и групповых ценностных требований, социальных, национальных и обще-цивилизационных интересов. В трудах Н. Казанса, Л. Полинга, П. Шашкова, Г. Селларса высказываются положения относительно проблемы улучшения жизни средствами прагматического социально-культурного гуманизма. Эта тенденция также широко отражена в деятельности современных украинских обществоведов. Ответственное, осознанное отношение к природе, социуму, миру человека — главная идея современной гуманистики. Поэтому в XXI веке. соблюдение принятых гуманистических стандартов должно стать основным критерием цивилизованности политических деятелей, партий, общественных движений, государств и государственных союзов.

Митрошенков А. А. Онтология гуманизма и тоталитаризма. — М., 1993; Философия политики: Краткий энциклопедический словарь / Авт. — составитель: Андрущенко В. П. и др. — К., 2002; Политологический словарь (http://www.home. ricor.ru/l_9/ slovar.html); Политологическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. Г. Ю. Семигина. — М., 2003.; Холличер В. Личность и гуманизм. — М., 1981; Проблема человека в западной философии. — М., 1988; Бердяев Н. О назначении человека. — М., 1983; Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. — К., 1997; Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М., 1989; Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. — М., 1991; Социальная философия: краткий энциклопедический словарь / под общ. ред. В. П. Андрущенко, Н. I. Горлача. — К.; Харьков, 1997.

Г. Калінічева