Еврокоммунизм — течение в коммунистических партиях Западной Европы в середине 70-х — 80-х годах, что исповедовала демократический путь завоевания власти и провозглашала строительство социализма на этих принципах. Термин введен журналистом Ф. Барбьери в журнале «Джіорнале нуово» в июне 1975 г. Истоки Есть. начинаются с идеи Грамши о едином фронте против фашизма, а также по заявлениям Тольятти о невозможности брать советскую модель как образец на пути к социализму и о предстоящей поліцентричність коммунистической системы.

Отчетливо Есть. оказался в подходах компартий Италии, Испании и Франции. 15 октября 1975 г. лидеры этих партий приняли совместное заявление в связи с крушением диктатур в Португалии и Греции и кризисом франкістського режима в Испании. В этом заявлении отмечалось, что с тогдашним кризисом капиталистической системы вырисовывается новая перспектива социализма, для достижения которого необходимо объединить все прогрессивные силы при сохранении ими полной автономии. Акцентирование роли национальных элементов определило курс Есть. внутри мирового коммунистического движения. Есть. не ставил под сомнение значение Октябрьской революции 1917г., но не признал таким, что соответствует условиям развитых индустриальных стран, путь к социализму по образцу государств Восточной Европы. Єврокомуністи отрицали опыт построения социализма через диктатуру пролетариата и настаивали на сохранении структур парламентской демократии, развитие которой открывает дорогу к социализму. Подчеркивалась важность также принципа многопартийности, самостоятельности профсоюзов, свободы вероисповедания и тому подобное. Отмечая важность «международной солидарности» в рабочем движении, Есть. отклонял «пролетарский интернационализм», который предусматривал руководящую роль КПСС. В целом обстоювалася тезис о поліцентричність коммунистического движения. Критиковались нарушения прав человека в социалистических странах: осуждалась интервенция стран Варшавского Договора в Чехословакию (1968 г.), а также введения военного положения и запрет профсоюза «Солидарность» в Польше (1981 г.). Сторонники Есть. определили стратегический характер своих установок, рассчитывая на привлечение союзников из немонополістичних кругов для преодоления идеологической гегемонии буржуазии. Только после достижения антимонополістичної демократии, считали они, рабочий класс может утвердить себя в роли руководящей силы и занять место идейного гегемона, не прибегая к насилию. Компартия Франции вела поиск союза с социалистами и радикальными республиканцами, а в социологическом срезе ограничивалась опорой на рабочих промышленности. Компартии Италии и Испании предполагали союзы на более широкой основе, с включением различных фракций рабочего движения, представителей средних слоев и партий, представляющих христианские слои населения: в целом они шли дальше своих французских единомышленников. Єврокомуністичні тенденции были встречены с большой обеспокоенностью со стороны КПСС. Критика Есть., особенно книги Карильо «Еврокоммунизм и государство» (1977 г.), не заставила себя ждать и состоялась под лозунгом разоблачения современного ревизионизма.

Есть. был свидетельством кризиса идеологии и политической практики коммунистического движения, нарастание внутренних разногласий. Он стал насущной необходимостью в процессе приспособления компартий западноевропейских реалий и корректировкой принципов марксизма — ленинизма. Политику реформ М. Горбачева сторонники Есть. восприняли как запоздалое признание собственной правоты.

Garrillo S. Eurocommunism and the Static. — L., 1977; Goode S. Eurocommunism. — N. Y., 1980; The Politics of Eurocommunism; socialism in transition. — Boston, 1980; National Communism in Western Europe / Ed. by H. Machin. — L., N. Y., 1983; Keemann K. Pluralisicher Kommunismus? — Stuttg., 1984; B. Carr Mexican communism, 1968 — 1983. Eurocommunism in the Americas? San Diego; Eurocommunism to Eurosocialism. — N. Y., 1987; Рубби А Мир Берлингуэра. — M., 1995; Политическая энциклопедия. — М., 2003.

А. Кудряченко