Идея европейская — понятие «Европа» несет в себе не только географическое, но и историческое, социокультурное, религиозную и политическую нагрузку, содержание. Оно существует давно, а в течение последних столетий означает нечто большее, чем просто географическое выражение. По мнению исследователей, Европа ассоциировалось с идеей свободы во времена античности, с идеей христианского мира в средние века и Новое время и с цивилизацией с XVIII века. Впервые понятие «Европа» приобрело специфическое содержание или звучание в контексте конфронтации греков с персами. Очевидно, уже с V века. к н. е. древнегреческие авторы начали связывать концепции Европы и Азии с различиями в языке, культуре, образе жизни, системе правления и тому подобное. Однако было бы преувеличением утверждать о существовании уже в те времена идеи европейской идентичности; она представляет собой сравнительно новый феномен. Мысль о единстве Европы формировалась в течение многих веков. Постепенно утверджувалося чувство европейской идентичности, что, в частности, проявилось в возникновении и использовании слова «европейскость». Идентификация Европы от Атлантического побережья до Восточной Европы происходила на основе двух универсальных опор — Римской католической церкви и Священной Римской империи. Им не было хоть какой-то реальной альтернативы. В XVII ст. в духе Просвещения Европу впервые стали отождествлять с цивилизацией. С этого времени начали формироваться идеи превосходства Европы над другими регионами и европейских народов над другими народами. Они доставали все более четкие очертания по мере прогресса европейской науки, техники и экономики, а также наращивание географических открытий, путешествий и, наконец, колониальных завоеваний. Разрабатывались параметры и критерии передовой европейской цивилизации, которая противопоставлялась отсталым варварским незахідним обществам. Утверждалась мысль, что мировая история достигла своей высшей ступени развития в европейской цивилизации. Начали вызревать проекты политического объединения Европы. В 30-х годах XIX века. Дж. Мадзини выдвинул идею Соединенных Штатов Европы. На Парижском конгрессе европейских пацифистов в 1849 г. В. Гюго придал ей широкую известность. В 1876 г., когда сербы восстали против турецкого господства, В. Гюго снова выступил с обоснованием создания европейской федерации. В то же время обращает на себя внимание тот факт, что вторая половина XIX — начало XX вв. стали периодом не только безграничной веры в превосходство европейской цивилизации, но и агрессивного национализма, который, по сути, подрывал убеждение в принадлежности всех европейских народов единому европейскому сообществу с общей судьбой. Апогеем этого процесса стала Первая мировая война, европейские народы вступили в смертельное противоборство друг с другом. Проекты политического объединения Европы и далее имели определенную популярность. Они нашли отражение во взглядах чешского философа, будущего президента Чехословацкой Республики Т. Масарика на создание «Новой Европы», состоящей из свободных и независимых народов. Мысль о возможности и желательности достижения единства европейских стран и народов была в наиболее развернутой форме разработана графом Куденхове-Каллергі в книге «Пан-Европа» (1923 г.). Ее главная идея — объединенная Европа, которая, создав определенный «панъевропейский союз», может стать неким самостоятельным политическим и экономическим образованием, что противостоит временно Советскому Союзу, Великобритании и США,— нашла положительный отклик у ведущих политических и общественных деятелей 20-30-х годов XX века. В конце 1924 г. был обнародован манифест пан’європеїзму. В 1926 г. в Вене собрался 1-й панъевропейский конгресс, на котором было провозглашено создание Панъевропейского союза. Дальнейшее конструктивное развитие этой идеи начался после Второй мировой войны. ее материальным воплощением стало создание в 1957 г. экономического сообщества («Общий рынок», трансформировавшийся в 80-90-х годах в Европейский Союз (см. также: Европейский Союз, Идея европейского дома).

Метаморфозы Европы. — M., 1992; Бор M. 3. История мировой экономики. — М., 1998; Европа вчера, сегодня, завтра. — М., 2002; Политологическая энциклопедия. — М., 2003.

А. Кудряченко