СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

В международной торговле ведущую роль
играют промышленно развитые страны Северной Америки и Западной Европы,
Япония, Израиль, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка. На эти страны
приходится значительная часть мирового производства товаров и услуг и большая часть
выпуска товаров массового производства. Бл. 80 % экспорта из промышленно
развитых стран идет на рынки других промышленно развитых стран; свыше 70 %
экспорта из развивающихся стран, также поступает на рынки развитых стран.
Очень большие страны удовлетворяют значительную часть своих потребностей за счет
внутреннего производства; объем внешней торговли по сравнению с объемом
производства в США и странах бывшего СССР небольшой. Однако США ощутимо
влияет на торговлю в связи с огромным объемом производства товаров
и услуг.

В странах со средним по численности
населением, таких, как Великобритания, Франция, Япония, Германия и Италия,
объем внешней торговли составляет от 10 % до 20 % совокупного производства (то есть
стоимости валового национального продукта); в малых странах типа Нидерландов,
Бельгии, Чехии и Венгрии этот показатель достигает 40 %. Объем внешней торговли
развивающейся страны, зависит от того, специализируется ли она на
экспорте отдельного товара, или пытается развивать многоотраслевое
хозяйство. Так, Турция, которая относится ко второй категории стран,
экспортирует лишь 5 % от общего объема производства. Из большинства стран с
ярко выраженной специализацией экспортируется около половины общего
объема производства, а Саудовская Аравия, которая специализируется на нефтедобыче,
экспортирует 80 % добытой нефти. Однако, за исключением случаев специализации на
производстве жизненно важных продуктов типа нефти, зависимость страны от реализации
на мировом рынке одного-единственного продукта связана с большим риском.
Несмотря на это в мире есть несколько стран, развитие экономики которых идет именно
таким путем.