8 КЛАСС

 

II семестр

Тема. Музыка в диалоге с современностью

 

Урок 31

Тема урока. Музыкальный жанр. Концерт. Слушание. И ч. И Концерта для фортепиано с оркестром. П. Чайковского.

Главные ступени лада Т. S. Д. Разучивание песни „Родина” А. Злотника

 

Цель урока: углубить знания учеников о такой жанр в музыке как концерт; развивать музыкально-ритмический слух, музыкальную память; воспитывать интерес к музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудио-запись, портрет П. Чайковского.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки и объяснение нового материала.

— Сколько ступеней имеет мажорный или минорный лад?

— Назовите устойчивые ступени.

(I, III, V неустойчивые II, IV, VI, VII).

— Что образуют устойчивые ступени?

(Тоническое трезвучие, по которым мы определяем лад и тональность. Но есть еще и главные ступени — это I, IV, V. Они имеют такие названия: I — тоника (Т), IV — субдомінанта (S), V — доминанта (Д).

(Так, в до мажоре это будут до, фа, соль).

— Рассмотрим на упражнение и подберем гармонию к основной мелодии.

 

 

— Определите тональность. (Настройка).

(До мажор).

— Из каких звуков состоит И такт?

(До, ми. Итак, это будет Т).

— II такт (- фа, ля), это ступени субдоминанты — S, а III такт (соль, фа) — Д и опять Т.

Вот послушайте, я сыграю вам с гармонией это упражнение.

 

III. Разучивание песни.

1. Какую песню мы разучивали на прошлом уроке? Так, „Журавлиную песню”. Давайте выполним ее, а потом разучим новую песню — „Семью” В. Злотника.

2. Работаю над чистотой интонирования, исполнение песни без крика, нежно, ласково, с пафосом. Звергаю внимание на ритмический рисунок.

3. Прослушивание песни в исполнении Назария Яремчука.

(Слушание).

 

IV. Слушание музыки.

1. Вступительная беседа.

Сегодня на уроке мы послушаем И Концерт для фортепиано с оркестром. „Натиск, порыв, блеск, слияние душ” — так писал музыкальный критик о И часть этого произведения.

— Что такое концерт?

Концерт — это жанр большого, виртуозного по характеру произведения для солиста с оркестром, написанный в форме тричастинної построения.

В композиции концерта Чайковский не отказался от классического трехчастного цикла, но создал новую его концепцию. Основное значение имеет И часть — наиболее симфонізована. Она определяет характер всего цикла, хотя имеет самостоятельное значение и отличается большой внутренней законченностью. Как вы знаете, первые части таких произведений написаны в форме сонатного аллегро, а здесь предшествует большая интродукция, которая претендует на роль самостоятельного раздела.

— Что лежит в основе И концерта П. Чайковского?

(Кроме всего прочего, украинские напевы. Однако эти мелодии глубоко переосмыслены композитором, они получили совсем другой характер).

— Какая народная песня лежит в основе главной темы?

(Украинская народная веснянка „Выйди, выйди, Иванку”).

2. Слушание произведения

3. Характеристика прослушанного.

— Какие чувства вызывает у вас это произведение?

— Какое значение оркестра в нем?

 

V. Итог урока.