ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Урок 46. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ЯЗЫКУ («Существительное»)

Цель: проверить уровень сформированности знаний учащихся по теме «имя Существительное»; развивать мышление школьников, внимание, самостоятельность; воспитывать культуру оформления письменных работ.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Вариант 1

1. Как называется изменение окончаний существительных?

а) Дежурство;

б) вопросы;

в) спряжение.

2. В каком ряду все приведенные слова — существительные?

а) Буква, шумный, крик, дождь;

б) воля, подсолнечник, щедрость, ворота;

в) гнев, шлепает, летом, шмель.

3. В какой строке все существительные даются в форме множественного числа?

а) Степи, горы, леса, подъем;

б) свекла, мечты, серпы, вишни;

в) казак, борщи, мячи, книги.

4. Отметьте строку, в котором все слова в предложении записаны правильно.

а) С тяжелой нашей Петрусь возвращался домой.

б) Саша долго думал над сложной задачей.

в) Кот Мурко внимательно наблюдал за мышкой.

5. Запишите существительные в предложном падеже единственного числа.

Книга — Ольха — Фиалка —

6. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте ударение в каждом слове.

Инж..нер, д..ржава, ц..мент, г..сципліна, ч..рнетка.

7. Запишите словосочетания в дательном падеже.

Ученик Петренко —

господин Иванюк —

тренер Федор Николаевич —

8. Представленные слова связать между собой. Определите число, род, падеж существительных.

Пишут, ручка.

Отдыхать поляна.

Спасибо, гости.

Вариант 2

1. Как изменяются существительные?

а) По родам и числам;

б) по падежам и родам;

в) по падежам и числам.

2. В каком ряду все приведенные слова — существительные?

а) Созвездие, морковный, взлететь, расстояние;

б) лицо, тень, милость, львиный;

в) соловьи, украинец, настоящее, плащ.

3. В какой строке все существительные даются в форме множественного числа?

а) Поля, задачи, края, реки;

б) пальмы, сорняки, гвозди, доверие;

в) вокзал, заяц, юность, просьба.

4. Отметьте строку, в котором все слова в предложении записаны правильно.

а) Маленький Тарас потянулся к тарелке с кашей.

б) Под кручей туристы разбили палатку.

в) Ефим наслаждался тишиной.

5. Запишите существительные в предложном падеже единственного числа.

Девочка — радуга — насекомое —

6. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте ударение в каждом слове.

Фу..бол, гв..нтівка, ш..ренга, гардеро.., т..мпература.

7. Запишите словосочетания в дательном падеже.

Господин Василий —

учитель Дмитрий Григорьевич —

брат Игорь —

8. Представленные слова связать между собой. Определите число, род, падеж существительных.

Читать, книга. Встретиться, Николай. Спасибо, друзья.

IV. ИТОГ УРОКА

— Какие задания оказались самыми сложными? Почему?

— Какие наиболее интересными?

— Как следует работать, чтобы избегать ошибок?

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 57

1. Проверка домашнего задания (вправа202, с. 91)

— Прочитайте прилагательные с основой на твердый согласный.

— Прочитайте прилагательные с основой на мягкий согласный.

— Объясните правописание окончаний прилагательных каждой группы в творительном падеже единственного числа.

2. Каллиграфическая минутка

Оо ой йо ом ор ов он

Осенние обруч вот

Два зеленые огурчики

Прохаживались по саду.

— Разберите слово прохаживались по строению.

— Составьте предложение со словом осенние.

3. Игра «Помоги Незнайкові»

— Прочитайте стихотворение. Исправьте ошибки.

Кто в платке красненькая (-ой)

Стал в лесу между дубов?

Может, девочка маленькие (-а)

Назбирать пришла грибов?

Нет, девушка не там стала,

Рябина росла,

Ту платок ткала

Щедро (-а) осень золотая (-а).

М. Познанская

— Почему именно такие окончания должны иметь прилагательные? (Потому что прилагательное всегда стоит в том же числе, роде, что и существительное, от которого он зависит.)