РАЗДЕЛ 3. СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Урок 11. СЕМЬЯ И ЗДОРОВЬЕ

Цель: расширить представление учащихся о семье как фактор здоровья; объяснить учащимся, что наследственность влияет на здоровье; учить называть родственные традиции, благоприятные для здоровья; побудить школьников к выполнению обязанностей относительно старших и младших членов своей семьи; воспитывать желание заботиться о здоровье всех членов семьи, уважать старших членов семьи.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

— Конечно, ребенок в первую очередь обратится к родителям за советом. А что делать, когда родителей рядом нет или нужен совет взрослого относительно отношений именно с ними?

Как попросить учителя о услугу или помощь?

Проблемный вопрос

Здоровье — один из источников радости. Почему говорят, что здоровье начинается в семье?

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке вы узнаете о преемственности и традиции сохранения здоровья в семье.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение учителя

— Мы знаем, что здоровье зависит от многих факторов: от самого человека, от его характера, поведения и привычек, в том числе и от питания. Наше здоровье зависит от чистоты воздуха, воды, уровня шума вокруг. А зависит ли наше здоровье от наследственности, от семейных традиций?

Каждый организм, будь то растение, рыба, зверь или человек, имеет сходство со своими родителями, однако отличается от них. Например, дети могут быть похожими на одного из родителей, но обычно они имеют некоторые черты каждого из родителей. Дело в том, что родители передают детям определенные свойства, а дети «наследуют» их. Итак, наследственность — это изучение того, как потомство приобретает сходство со своими родителями.

Единицу наследственности называют ген. Некоторые гены несут доминирующие, а другие — рецессивные признаки. Например, гены, определяющие курчавость волос, доминируют над генами прямых волос. Когда оба родителя кудрявые, они обычно имеют и кудрявых детей. Но если каждый родитель несет рецессивный ген прямых волос, некоторые дети могут быть с прямыми волосами.

Ученые изучили такие человеческие признаки, как цвет глаз, волос и кожи, ведь, они обычно могут сказать, как такие признаки наследуются людьми, чьи семейные истории известны протяжении нескольких поколений.

Согласны ли вы с мнением, что самые дорогие люди, которые окружают вас,— это ваша семья? (Ответы учащихся.)

— Эти люди не просто живут вместе с вами — они заботятся о вас, прежде всего, о вашем здоровье и жизни. Родители обеспечивают вам необходимое питание, одежду, школьные принадлежности, тепло в квартире, беспокоятся о вашей безопасности дома и по дороге в школу, заботятся о вашем настроении и самочувствие. Членов семьи связывает любовь и нежность, забота друг о друге, взаимоуважение и взаимопомощь. Величайшее чудо в семье — ребенок. Родители хотят вырастить здоровых, добрых и умных детей. Известно, что прочность семьи зависит от близости ее членов, глубины их отношений, совместного проведения времени. Если мелеет внутренний мир семьи, она распадается. Чтобы этого не случилось, все члены семьи должны заботиться друг о друге. Особой заботы требуют дети. Родители должны заботиться о своих детях до 18 лет. Этот возраст называют совершеннолетием, потому что с этого времени человек становится полноправным членом общества.

Дети должны знать свои права и одновременно выполнять свои обязанности. Часто в семьях проживают другие члены семьи: дедушка, бабушка, тетя, дядя. Между ними должны царить взаимопонимание, взаимоуважение. Все должны заботиться о здоровье друг друга, понимать и чувствовать настроение, самочувствие каждого, избегать ссор, конфликтов. Если в семье есть младшие, больные, немощные, им следует помогать, уделять больше внимания, заботиться о них.

2. Работа по учебнику (с. 50-53)

— Что называют наследственностью?

Учитель предлагает ученикам прочитать стихотворение Леси Вознюк «Наследственность».

— Что можно унаследовать от папы или от мамы?

Ученики выполняют задания, помещенные на с. 50, делают вывод и сравнивают его с выводом в учебнике.

— Согласны ли вы с мнением, что человек может унаследовать не только цвет волос, глаз или форму носа, но и некоторые недостатки здоровья?

— Какие наследственные заболевания вам известны?

— Как предотвратить эти проблемы? Приведите примеры.

— Почему же семью сравнивают с живым организмом?

Работа в группах

Ученики читают стихотворение «Домашний произведение и обсуждают его с вопросами, представленными в учебнике.

— Что такое семейные традиции? Приведите примеры.

— Как семейные традиции влияют на здоровье?

Работа в группах

Учитель предлагает учащимся рассмотреть рис. 11 и привести примеры семейных традиций.

Упражнение «Микрофон»

Ученики по очереди продолжают утверждение: «В нашей семье существует традиция…».

Инсценировка

Ученики по очереди показывают пантомимой одну из традиций здорового образа жизни своей семьи.

3. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Тестирование

1. Выбери правильный ответ.

Как ты думаешь, почему государство должно заботиться о здоровье своих детей?

( ) Потому, что из здоровых детей вырастут здоровые и умные взрослые граждане.

( ) Если будут болеть и голодать дети, стране будет стыдно перед другими государствами.

( ) Если дети нездоровы, народ не имеет будущего.

2. Обозначь правила, которые ты выполняешь дома.

( ) Ураховую настроение других.

( ) Ласкаю родных своей любовью, этим защищаю их от злых сил.

( ) Придерживаюсь семейных традиций, не проявляю своих амбиций.

2. Разучивание стихотворения

Каждому человеку

Следует помнить:

Кто его отец,

Кто его мать.

Только в любви

Крепнет семья.

Только свободой

Цветет страна.

А. Чеботарев

3. Упражнение «Как поступил бы ты?»

• Маленький братик скучает, а ты…

• У сестренки не получается задачка, а ты…

• Мама пришла уставшая с работы, а ты…

4. Игра «Пять предложений»

Ученики в пяти предложениях формулируют усвоенные на уроке знания.

VИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

— Обсуждаете ли вы в семье вопрос здоровья?

— Как чувствуют себя все члены ваших семей?

— Кто из ваших родных имел крепкое здоровье, жил долго и счастливо?

— Какие поздравительные слова в день рождения папы, мамы или друзей вы обычно говорите? Чего им желаете в первую очередь?

— Почему на протяжении веков люди считают семью тем местом, где им лучше и безопаснее?

— Почему именно в семье вы растете здоровыми и счастливыми?

— Как чувствует себя ребенок в семье?

— Почему ребенок в семье чувствует себя защищенной?

— Почему ребенок в семье чувствует тепло и любовь родных?

— Почему ребенок в семье развивается как неповторимая личность?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник (с. 50-53).

Спросить у взрослых, есть ли у вас близкие родственники, больные на наследственные заболевания, и узнать у врача, как можно предотвратить развитие этого заболевания.