ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Урок 57. УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗНАКА МЯГЧЕНИЯ ПЕРЕД ОКОНЧАНИЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ, ТВОРИТЕЛЬНОМ И МЕСТНОМ ПАДЕЖАХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА
Цель: ознакомить учащихся с правописанием прилагательных с основой на мягкий согласный в родительном, дательном, творительном и местном падежах единственного числа; развивать речевой слух, грамматическую зоркость; воспитывать старательность.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (см. дополнительный материал к уроку на с. 106)
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
— Сегодня на уроке мы рассмотрим употребление знака мягчения перед окончанием прилагательных мужского, женского, среднего рода. Узнаем, в каких падежах это происходит и почему.
IV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Игра «Да или нет?»
Дети показывают « + » (да), если основа прилагательного заканчивается на мягкий согласный, и «-» (нет) — если на твердый согласный.
Синяя, грустное, древнее, домашняя, спелый, красивый, раннее, странная, летняя, хорошее.
Светлый, поздний, добрый, сильный, дружный, широкое, пустое, школьный, огородный, будущий, могучее, осторожный.
— Для чего необходимо уметь определять основу прилагательных?
2. Работа в группах
— Рассмотрите таблицу спряжения прилагательных на с. 92 учебника.
— Выясните принципы ее укладки. (Ученики обращают внимание на конечный согласный основы, определяют окончания прилагательных. Выясняют, что знак мягчения перед окончанием появляется только в прикметниках с основой на мягкий согласный.)
— В каких падежах перед окончанием прилагательных с основой на мягкий согласный вы будете писать знак мягчения?
— Какие окончания могут иметь прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже единственного числа?
3. Ознакомление с теоретическим материалом (с. 92)
4. Первичное закрепление (упражнение 205, стр. 92-93)
Ученики спрягают представлены прилагательные, обозначающие их окончания (первые пять слов с комментированием у доски, остальные слова — самостоятельно).
— При необходимости пользуйтесь таблицей на стр. 92 учебника.
— Объясните, когда употребляется знак мягчения в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода в указанных падежах?
— В каких падежах у прикметниках женского рода единственного числа перед окончанием употребляется знак мягчения?
5. Физкультминутка
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
1. Тренировочная упражнение 206 (с. 93)
• Учащиеся читают текст и подбирают к нему заголовок.
• Списывание отредактированного текста, обозначения окончаний прилагательных.
2. Самостоятельная работа
— Прочитайте предложение. Прилагательные, представленные в скобках, запишите в нужной форме.
— Определите падеж прилагательных.
Вариант 1
На (последний) уроке у нас была физкультура.
От (летняя) жары аж дышать трудно.
Школьники довольны (вчерашняя) экскурсией.
Вариант 2
В (соседнем) доме живет моя подруга.
За (передняя) партой сидит Павлик.
Леночка украсила букет (синяя) лента.
VI. ИТОГ УРОКА
— Что нового узнали на уроке?
— В каких падежах у прикметниках мужского и среднего рода пишем знак мягчения?
— В каких падежах у прикметниках женского рода пишем знак мягчения?
— Для чего нам нужно это знать?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упражнение 207 (с. 93); выучить правило (с. 92).