Полонизация — политика насильственного внедрения польского языка, веры, культуры (ополячивания). П. на украинской территории началась в XIV ст., когда вследствие экспансии Польши ей были подчинены Галиция и часть Волыни. Расширение в дальнейшем подчинения поляками земель и населения Украины для украинцев означало подчиненность чужой нации с другой религией и культурой. На протяжении почти 600 лет длился острый религиозный, социальный и этнический конфликт, который охватил все стороны жизнедеятельности Украины. Польская экспансия осуществлялась в основном в трех направлениях: территориальном, образовательном, духовном. Сущность первого (территориального) направления заключалась в том, что активно поощрялось осадничестве — заселение поляками, немцами, евреями, армянами, греками украинских земель. Больше всего было поляков и немцев, вероисповедание которых — католицизм — быстро стало господствующим, особенно в городах. Образовательный давление осуществлялось путем превращения украинских школ на польские. Духовная колонизация динамично происходила в религиозной жизни, особенно после провозглашения Брестской унии 1596 г. — объединение православных с католическим костелом. С этого времени широко разворачивается процесс окатоличивания населения Украины, носителями которого стали иезуиты, что массово заполонили украинские земли, основывали в городах Украины сеть образовательных учреждений — коллегий. Они были теми очагами, где происходило воспитания польской молодежи в духе воинствующего католицизма, привлечение к обучению одаренной православной и протестантской молодежи, велась активная борьба с православием.

Особых притеснений в процессе полонизации понесло украинство в первой четверти XX в., когда в пределах Польши оказались и украинские земли. Осуществляя фактически оккупационную политику, польское правительство в 1924 г. принял закон, запрещающий пользоваться украинским языком в правительственных учреждениях. Того же года С. Грабский, министр образования и сторонник откровенно антиукраинских взглядов, провел реформу (печально известный lex Grabski), что превратила большинство украиноязычных школ в двуязычные учебные заведения с преобладанием польского языка. Украинцев не допускали до учебы во Львовском университете, в нем были отменены украинские кафедры. Этой же политике подчинялся территориальное деление страны. Украинские территории были объявлены Восточной Малопольше «Восточными кресами» — понятие «украинец», «украинский» заменялись на «русин», «руський». Явно провокационный характер носили попытки внедрить «русскую мову» (язичіе) на отдельных украинских территориях.

Особое недовольство украинского крестьянства вызвала программа колонизации. В 1930 г. для укрепления польского присутствия на восточных границах правительство начало приглашать в Галиции и Волыни переселенцев — так называемых осадников (сначала это были ветераны армии, позже преобладали гражданские). Галичина была одним из самых перенаселенных сельскохозяйственных регионов Европы, и, несмотря на это, вновь прибывшие получали большие наделы лучших земель и щедрые финансовые субсидии. Тех, кто решил не обрабатывать землю, назначали на привилегированные должности сельских полицаев, почтовых, железнодорожных работников и мелких чиновников. Украинско-польские отношения значительно обострились во время Великой депрессии 1929 — 1933 гг., когда в густонаселенных сельскохозяйственных районах украинцы страдали от катастрофического падения доходов, вызванного уменьшением спроса на их продукцию. Росло недовольство украинской интеллигенции, особенно среди молодых (и безработных) представителей, за то, что все немногочисленные правительственные вакансии неизменно отдавались полякам. В ответ на попытки радикально настроенных украинских националистов бороться против польского режима с помощью террора польское правительство ввело политику «умиротворения» (пацификации). В середине сентября 1930 г. на украинские села налетели крупные подразделения полиции и кавалерии. Применяя принцип коллективной ответственности, вооруженные отряды заняли около 800 сел, в которых разрушали очаги украинских общин и читальни, конфисковывали имущество и продукты, физически наказывали тех, кто протестовал. Под домашний арест был посажен украинских депутатов сейма, чтобы они не участвовали в выборах, что проходили в то время, а украинских избирателей заставляли голосовать за польских кандидатов. На практике П. также оказывалась во время проведения операции «Висла» (1947 p.), в результате которой на западные и северные земли Польши, откуда депортировали немцев, было переселено и фактически распылен с целью ассимиляции 150 тыс. украинцев.

Литвин В. Тысяча лет соседства и взаимодействия // Межнациональные отношения и национальные меньшинства Украины: Состояние, перспективы / Сост.: Г. Ш. Чилачава, Т. И. Пилипенко; под ред. Г. Чілачави. — К., 2004; Субтельный Орест. Украина: история / Пер. с англ. Ю. И. Шевчука; Вст. сл. С. В. Кульчицкого. — К., 1991.

А. Антонюк