Сравнительная политология — система знаний, которая сформировалась как отдельная часть политической науки, или политологии. Сравнение как метод политического исследования является таким же древним, как и изучение политики. Сравнение стояло у колыбели социальных наук вообще и политической мысли в частности: им пользовался уже Аристотель, когда вместе со своими учениками исследовал общественно-политическое устройство 158 древнегреческих городов — полисов.

Выделение политологии как академической дисциплины произошло на рубеже XIX — XX вв., прежде всего в Соединенных Штатах Америки, позднее в западноевропейских странах и лишь в середине 60-х годов — в Советском Союзе.

Сравнения в политических исследованиях — не только один из рядовых методов исследования, но и исследовательская стратегия, ориентация на которую дала возможность политической науке в целом получить признание.

Вторая половина XIX века. характеризуется вниманием к сравнительного политологического исследования, и основы методологии сравнения, разработанные тогда, осуществляли влияние на эту отрасль науки вплоть до середины 40-х годов XX века. Это время можно охарактеризовать как этап становления П. п. как самостоятельной отрасли в рамках политической науки.

При этом следует иметь в виду, что, во-первых, американская политическая наука и сравнительная политология начинались с преемственности исследовательских традиций Европы, и, во-вторых, именно в США сравнительная политология оформилась и в дальнейшем стала совершать все большее влияние на европейские исследования.

В 30-40-х годах XX века. П. п. уверенно занимает место одной из основных отраслей политической науки. Этому способствовал ряд обстоятельств. Во-первых, в течение 30-40-х годов качественно изменилось в мировом сообществе роль Соединенных Штатов Америки. США стали лидером свободного мира, одной из двух государств над, что обусловливало необходимость политиков и ученых этой страны внимательнее относиться к тому, что происходит за океаном. Речь шла о расширении географического кругозора политической науки. Во-вторых, в начале 30-х годов возникли диктаторские режимы в Италии стал при власти Муссолини, в Германии — Гитлер. Наряду с демократическими режимами возникла потребность изучать и тоталитарные и, соответственно, иметь концептуальные средства такого анализа. В-третьих, эта потребность не исчезла и после Второй мировой войны. Основным противником США на международной арене осталась сверхдержава — СССР. Социалистические режимы установились в государствах Центральной и Восточной Европы, Китае, ряде стран Азии и Латинской Америки. После 1945 г. начали появляться новые независимые государства — бывшие колонии. их общественный строй отличался от уклада властных структур США и Западной Европы. Все это потребовало расширения концептуальных границ политической науки.

В первые два десятилетия своего существования политология изучала политические институты — структуры исполнительной власти, парламенты, судебная система, политические партии. Этот период определяют как институциональный подход. Позже на смену ему приходит бихевиористский подход, в основе которого анализ политических явлений с помощью наблюдения за поведением индивидов и групп, которые из них складывались. Речь идет о методе, который давал бы возможность видеть политические отношения сквозь призму переживаний людей, которые в них участвуют. В начале 50-х годов в сравнительной политологии широко используется структурно-функциональный анализ. Структурно-функциональный анализ — это установление структуры общества (или любой его сферы) и дальнейшее изучение функций, которые выполняют ее элементы. Структурный функционализм дал возможность включить в поле сравнительного анализа ряд стран Азии, Африки и Латинской Америки. Переход от изучения традиционного общества к изучению современного общества способствовал возникновению теории модернизации. Собственно говоря, переход от «традиционности» к «современности» и называют модернизацией (иногда в таком значении и используется термин «развитие»).

Вторая половина 60-х годов — не лучший период в развитии США и Западной Европы. Именно в это время происходила бесперспективное во Вьетнаме война, которую безуспешно вел западный лидер, и политический процесс чернокожих американцев, которые отстаивали свои гражданские права. Западноевропейские страны стали свидетелями массовых молодежных волнений. Страны «третьего мира» все решительнее выступали против использования западной модели развития.

Сравнительная политология оказалась особенно чувствительной к сдвигам, которые произошли в общественном сознании. Под огонь критики сравнительной политологии попали ее теоретические основы: структурный функционализм, который, по мнению оппонентов, сосредотачиваясь на проблеме стабильности, выживания системы, оказался неспособным проанализировать конфликт, ставший сердцевиной политики; теория модернизации как основной недостаток этой теории (отмечался ее євроцентризм, признание единственно правильной европейско-американской цивилизации).

Критика в конце 60-х годов теоретических основ сравнительной политологии вызвала глубокий кризис последней, которая длилась около полутора десятка лет. Кризис заставил многих компаративістів сосредоточиться на разработке теоретических основ методологии и техническом аспекте применения самого сравнительного метода. В 70-х годах на первый план выходят две взаимосвязанные теории в области методологии сравнительных политических исследований: теория рационального выбора и неоинституционализм. На нынешнем этапе теория рационального выбора и неоинституционализм во многом определяют лицо политической науки. И только исследовательская практика покажет, насколько обоснованы претензии теории рационального выбора на методологическое лидерство в политологии.

Несмотря на относительную молодость, П. п. прошла достаточно сложный путь развития. Произошел постепенный переход от изучения формальных институтов правления к анализу реальных политических процессов.

В Украине сравнительный (компаративный) метод приобретает все большую популярность в рамках становления отечественной школы П. п. На нынешнем этапе эту школу наиболее полно представляют научные исследования, начатые на базе Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины. Использование этого метода дало возможность постичь политическую систему современной Украины в ее целостности, показать трансформацию политических систем в странах СНГ и Балтии, Центральной и Восточной Европы по сравнению с тем, как происходит этот процесс в Украине. Вышел ряд коллективных и единоличных монографий.

Голосов Г. В. Сравнительная политология: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск, 1995; Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. — К., 1997; Чилкот Рональд. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы / Пер. с англ. — М., 2001.

Ф. Рудич