Пропаганда (лат. propaganda от propagare — распространять) — деятельность, предполагающая системное распространение, углубленное разъяснение социально-политических, экономических, правовых взглядов, идей, теорий и обеспечивает формирование в обществе определенных настроений, закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей, ориентаций, представлений с целью максимального расширения круга сторонников соответствующей ценностной системы. Пропаганда как явление возникла в давние времена. Термин «П.» впервые был использован Папой Римским Александром VII (1655 — 1667) в документе «Конгрегация пропаганды веры» ( 1662), который инициировал распространение христианства посредством миссионеров. В 20 — 30-х годах XV века. были заложены основы современной теории П. (немецкий исследователь. Меде, американские ученые Д. Лікас и С. Бріттта другие), а в дальнейшем систематизированы и развиты средства воздействия на аудиторию, стимулирование ответных чувств и реакций людей.

Пропаганда — неотъемлемая составляющая современной общественной жизни, причем в условиях формирования информационного общества ее возможности неуклонно растут. Различают П. открытую, когда источник информации известен аудитории, и тайную, когда настоящий носитель информации неизвестен или законспирированный. Тайная П. широко используется при подготовке к войне и в ходе военных действий с целью дезориентации и деморализации противника, а также как средство ведения психологической войны. Как одна из форм политической деятельности П. играет важную роль в период предвыборных кампаний, при наличии внутреннего напряжения в обществе, конфликтных и кризисных ситуаций. Нередко за помощью П. осуществляется манипулирование сознанием людей и общественным мнением. Политическая П. всегда способствует политизации и идеологизации общественной жизни.

В организации и проведении П. важное значение имеет обеспечение ее объективности, достоверности, повышение профессионализма ее носителей. П. является средством и методом политического и правового воспитания, просвещения, сплочение людей для побуждения их к определенным действиям. Содержание, методы, формы и цели П. зависят от характера проводимой политики. Эффективность П. зависит от учета ее субъектами конкретной ситуации, условий, в которых она осуществляется, особенностей ее объектов, правдивости отражения действительности, достоверности оценок прошлого и настоящего. В современной Украине от качества осуществляемой П. зависит успех социально-экономического, политического и правового реформирования общества.

Mackwell R. Psychologie des Mass Media et propagande de ESF. — P., 1982; Tompson J. B. Studies in the Theory of ideology. — Cambridge, 1984; Скуленко M. И. История политической пропаганды. — К., 1990.

В. Горбатенко