Символика политическая — неотъемлемый атрибут политики, идеологии, культуры, представляет собой совокупность выразительных средств, различных знаков, символов, предметов или актов человеческой деятельности и поведения, которые являются культурной памятью определенных социальных групп или всего общества и придающих политической жизни, политическому действию, различным формам материализации политики явный, особенно очевидный, подчеркнутый либо, напротив, скрытый смысл. С. п. дополняет, оформляет, делает более выразительным основное политическое значение политического акта и непосредственно связана с политической властью и поддержанием иерархии в обществе. В сфере политики символика сочетает идеальное понятие власти и общественной деятельности с конкретными действиями людей и материальными объектами и предметами и используется как инструмент управления и манипулирования сознанием масс с целью подчинения власти. Как образное воплощение той или иной идеи, что влияет не только на сознание, но и на чувства людей, С. п. направлена на их пробуждение и стимуляцию активности в политической жизни. Суть С. п., ее эффективность заключается в гармонии с буквой и духом политики. Состояние и характер С. п. оказывают существенное влияние на формирование и функционирование политической системы и ее институтов, особенности политического режима, взаимоотношения между гражданами и властью, на формирование социальных установок, регламентирующих поведение и ценностные ориентации людей в политической сфере и их общественно-политических организаций. Как основа идеологии, средство идентификации и консолидации общества, Сек. п. развивается в соответствии с развитием материальной и духовной культуры. Поэтому ее характерные черты и особенности обусловлены конкретно-историческими, экономическими, социально-классовыми, национально-этническими, региональными, профессиональными и другими факторами. Содержание и направленность Сек. п. обосновывается, определяются и внедряются государством, политическими партиями, общественными движениями, общественными организациями.

Символика политическая состоит из различного рода знаковых систем, которые имеют разное политическое значение и обслуживают политический процесс присущими им средствами. Политическими символами могут быть люди, вещи, явления и тому подобное. Свойством таких символических знаков является лаконичность, однозначность, отчетливость, простота, ясность, доступность, расчет на массовое восприятие. С. п. имеет сложную структуру и включает несколько основных знаковых систем политического процесса. В соответствии с функциональным назначением и структурными особенностями в ней можно выделить: национально-государственные и партийные символы и эмблемы (герб, флаг, гимн и тому подобное); архитектурно-скульптурные символы (важные здания, архитектурные комплексы, сооружения, имеют значение в политике, памятники политическим деятелям, мемориалы и тому подобное); знаки отличия (знаки власти, рангов, политической иерархии, ордена, медали, значки, титулы, форма одежды и т. п); денежные знаки (деньги являются важным фактором политики и их место среди других валют символизирует могущество государства); наглядно-агитационные символы (плакаты, лозунги, листовки, политические портреты и фотографии, политическая карикатура, теле — и радиореклама и т. п); ритуально-процессуальные символы (придают политической жизни ритм, устанавливают последовательность событий, предопределяющих порядок и неизбежность действий, предоставляют политическим действиям эмоциональной окраски — это парады, демонстрации, чествования, порядок деловых и торжественных приемов, вручения наград, замещение должностных постов, присяги, присвоении званий, торжественное захоронение и др.); предметно-объектные знаки (разнообразные предметы и объекты, которые имеют особое значение для определенного сообщества и часто используются на гербах и флагах); политическую топонимику (связана с названиями национально-государственных образований, населенных пунктов, улиц, площадей и тому подобное); политическую моду (одна из составляющих внешнего проявления политики); политико — музыкальные символы (гимны, музыкальные произведения, праздничные концерты, траурные марши, революционные песни и тому подобное); политический язык (особые языковые конструкции, применяются в политике, — язык законодательства и административно-правовая, управления, общения и переговоров, политического воспитания, политической пропаганды, политическая риторика, лозунги и тому подобное); людей — политических символов; условно-графические знаки (звезды, кресты, трезубцы, звери, птицы, грифоны, дубовые, лавровые и оливковые ветви и тому подобное); математические величины (что вносят определенную конкретность в политику для более убедительной аргументации, это материалы статистики, результаты голосования, данные переписей, объем внутреннего валового продукта и так далее); символы пространства и времени (места политических событий, сроки избрания президентов, законодателей, памятные даты, противопоставление Запад — Восток, Север — Юг, Европа — Азия и тому подобное); понятийные символы (группы слов политического лексикона, которые имеют определенное политическое значение: государство символизирует страну, власть, народ; система — тип политических и общественных отношений; названия государств, партий, политических движений, политических лидеров (король, президент, вождь) — политическую систему, тип власти, характер политического режима; название документа (закон, декрет, указ, постановление и т. п) является символом политической воли, власти, подчинения). Следует подчеркнуть, что значительная часть видов политических символов принадлежат одновременно к разным типам символики в приведенной классификации и могут свободно сочетаться между собой. Большинство символов имеет визуальный характер: цвет, изображения, символизирующие чувства, комбинируются национальные символы; слуховые символы, которые влияют на слух, — гимны, песни, марши; двигательные символы — салюты, парады, приемы, шествия и тому подобное.

Символы бывают: нескрываемые (простое и очевидное значение); скрытые (скрытый смысл); нейтральные (приобретают политическое значение в зависимости от конкретной ситуации).

В политической жизни С. п. исполняет: познавательную, воспитательную, коммуникативную, мобилизующую функции и выступает как средство идентификации и идеологического влияния. Основное ее функциональное предназначение — сплачивать людей, приверженцев той или иной идеи и вести их к новым свершениям. В общем смысле С. п. является основной формой коммуникации между властью и обществом, средством внешней и внутренней легитимации политики. Помогает поддерживать групповые связи, представлять определенную группу в других системах связей. Через Сек. п. политические субъекты индивидуализируются, а также происходит их объединение (консолидация) или разъединение. Благодаря С. п. можно судить о направленности политической жизни в целом, деятельность политических партий и движений. Она активно используется в предвыборных кампаниях и является средством идентификации и различения партий и общественно-политических движений в условиях борьбы за политическую власть. По отношению к С. п. можно судить о взглядах и состояние политической культуры в обществе, о поддержке существующего общественно-политического строя и эффективность идеологии. Важным условием успешного использования С. п. есть признание ее народом.

Как свидетельствует опыт развития независимого государства в Украине, особенно острая потребность в Сек. п. возникает в период трансформации общества, конституирование социальных групп, опирающихся на психологический механизм идентификации.

Следует подчеркнуть, что С. п. — это всего лишь инструмент в руках людей, однако инструмент очень важен, и преувеличивать его возможности, как и принижать его значимость нежелательно.

Мисюров Д. А. Политика и символы. — М., 1999.

П. Демкин