Система политической науки — это систематизированное политическое знание закономерные взаимосвязи социальных субъектов, их мышление и действия по поводу политической власти, развития политических и гражданских институтов, государств и международных сообществ и организаций. Политическое знание оформляется как система отдельной науки, состоит из различных наук — собственно политологии, философии политики, политической социологии, этнополитики, международных отношений и тому подобное.

Политическое знание — это особый мир знаний о том, как возникают и исчезают государства, нации, народы, политические идеологии, институты, династии, отдельные лица; о том, какие формы политической жизни эффективны у разных народов, а какие неэффективны. В политическом знании такие категории и понятия, как «познание», «мысль», «мир», «мировоззрение» связываются в тугой узел с понятиями «государство», «власть», «строй», «элита», «парламент», «король», «выборы», «конституция», «закон», «суверенитет» и тому подобное. Все эти понятия связаны только одним — знанием. И от того, как люди что-то знают, чем знают, постигают разнообразие знания, зависит их практическое жизни. Политическое знание — это специфическое знание о отдельную форму человеческой жизни, которая сложилась в историко-политическую форму жизни.

Первой важнейшей характеристикой политического знания является его теоретичность. В нем сконцентрированы такие вопросы: взаимоотношения теоретических систем разного уровня о общество и общественные отношения, теоретических сфер развития государств, цивилизаций, регионов и научной картины политического мира в целом; соотношение политической эволюции и революций, трансформаций и модернизаций, науки и культуры; оценка способов и механизмов политической организации общества; анализ социокультурных основ существования общества, когда власть, экономика, быт, дух, наука, техника рассматриваются в комплексе.

Теория политического знания имеет два вектора получения и развития научного знания.

Один ориентирован вовнутрь политического профессионального сообщества и обращенный к коллегам — профессионалам, которые оценивают обоснованность, значение и значимость знания. Второй направляется наружу, то есть возможным пользователям — близкие сферы обществознанию, власть, народ, партии, общественные организации, лица. Результативность политического знания (и исследования) проявляется в том, как развиты в нем идеи и теории распространяются в обществе и становятся практической силой. Иногда политическая иллюзия, утопия, эксплуатируя веру и надежду, могут стать практической силой, отрицая не только науку, но и здравый смысл.

Политическое знание может действовать результативно, используя просветительскую функцию, пов’язуючись с идеологией. Политические идеологии всегда были сильным оружием, определяя политико — культурную ориентацию социальных групп, классов, обществ, динамике трансформации и модернизации политических систем, ход революций и контрреволюций. Просветительско-идеологическая функция политического знания в условиях Украины не только не угасает (деидеологизация), но и приобретает новых интенций (реідеологізація).

Актуальной задачей формирования научно-политического знания является не только разрыв с моноідеологічною догмой марксизма — ленинизма (в классическом марксизме есть много интересного, поучительного и умного), но и осуществление нового типа теоретического исследования, основанный на прорыве к новым политическим предметных миров — сравнительный анализ политических систем и знаний о них, изучение технологий организации и осуществления власти (в том числе суверенитета народа), разработка и реализация концепции демократического, социально-правового государства, где права и свободы человека, коллектива, социальной группы были реализованы и тому подобное.

В реализации этой задачи С. п. н. необходимо придерживаться двух базисных принципов научного познания. Первый ориентирует на объективное и конкретное исследование политической сферы бытия людей, на поиск истины как высшей ценности. Он запрещает научному сообществу сознательно искажать истину в пользу интересов политических субъектов («Платон мне друг, но истина дороже») или молчать, наблюдая за игнорированием истины. Второй требует наращивания нового знания. Необходимо повторять достижения предыдущих ученых, но как пропедевтике к поиску нового, прогрессивного.

Эти два принципа являются обязательными, если мы хотим, чтобы в Украине рациональность в политической науке существовала как фундаментальная ценность научной, политической и правовой культуры. При этом очень важно для политической науки изучать субъектов политической деятельности во всей возможной полноте, с их интересами, целями, ценностями, состояниями сознания. Для С. п. н. нет табу на исследование каких-либо реально существующих феноменов — позитивных, негативных и нейтральных (в это время). Если не хватает интеллектуальных и материальных ресурсов, необходимо концентрироваться на познании явлений, которые имеют сущностные связи, объективный характер и несомненную актуальность с точки зрения реальных политических потребностей общества.

Второй важнейшей характеристикой политического знания является его историческая иерархичность, которая требует применения к его анализу конкретно-исторического подхода. Новое политическое знание (или его новый иерархический уровень) оказывает влияние и на прошлое, и на будущее. Еще Аристотель говорил об этом. На прошлое осуществляется влияние через научно-политическую переоценку событий и действий. На будущее — через влияние на тенденцию, направленность политических процессов. Будущее не всегда жестоко обусловлено, но не может быть каким угодно, даже если концентрироваться на каком-то определяющем факторе.

Политическое знание формируется как результат профессиональной деятельности ученых специфической сферы науки — политической, и за счет междисциплинарного анализа. Это знание, которое основывается на диалоге методологий различных социогуманитарных наук, на результатах развития этих наук. Без учета достижений экономики, истории, философии, правоведения, социологии и других обществоведческих дисциплин С. п. н. становится догматичной и схоластичною, предлагая одни и те же рецепты, без учета особенностей исторического периода, региона, национального характера населения. Много общественных наук используют междисциплинарный анализ, но политологическая наука сделала его одним из ведущих.

Междисциплинарный анализ дает возможность посмотреть глазами специалистов других научных направлений не только на содержание политического знания, но и на его формы. В этом случае политическое знание становится предметом исследования ученых различных наук, которые используют свое профессиональное знание как инструмент развития политических наук. Такие «пограничные» научные направления, как политическая история, политическая экономия, геополитика и другие возникли и развиваются на стыке этих наук с политическими науками.

М. Михальченко