Софистика (греч. sophistike) — 1) философское течение в Древней Греции в V-IV вв. к н. е.; 2) система суб’єктивістськи применяемых законов логики, выстроенная для оправдания и сохранения тех учений, которые по идеологическим, политическим или другим соображениям считаются безусловно истинными и непогрешимыми; 3) суждения, основанные на сознательном жонглировании понятиями и аргументами с целью доказательства или опровержения какого-либо мнения.

Появление С. в истории общественной мысли связана с глубокими изменениями в экономической и культурной жизни Древней Греции — расписанию семейно-родовой общины, развитием рабовладельческих отношений, формированием нового исторического типа личности, которая уже чувствовала в себе потребность и способность постигать окружающий мир. В лице своих первых представителей (так называемых «старших» софистов Протагора, Георгия, Гиппия, Антифонта). знаменует собой переориентацию философии с изучения природы на изучение человека, на различение природного и человеческого мира, на разработку проблем этики, политики. Впоследствии эту тенденцию подхватят и будут развивать Сократ, Платон, Аристотель. Согласно взглядам софистов государственные законы, обычаи, элементы политического устройства, устоявшиеся убеждения имеют относительный характер, изменяются и подвергаются преобразованиям. Меняется и сам человек. Поэтому софисты настаивали на идее равенства всех людей, отрицали превосходство и исключительность каких-либо политических, религиозных или философских взглядов, признавали человека как «гражданина мира», а не только государства, в котором она проживает. С. предоставила философии человеко-центричного содержания, а человека понимала как автономную относительно Космоса, активное и свободное существо. С другой стороны, С. подчеркивала природную ограниченность человека.

Софистика абсолютизирует относительное момент истины, поэтому со временем ее представители все больше склоняются к релятивизму, к убеждению о условность любого утверждения, а Протагора многие исследователи считают основоположником скептицизма. Георгий впервые высказал важную мысль о том, что бытие возможно помыслить, но выразить эти мысли с помощью языка, сохранив при этом истинный смысл мысленного, невозможно.

Софистика через апорії и парадоксы глубоко улавливает противоречивый характер знания и его развития. Элементы С. могут проявляться в тех познавательных ситуациях, когда исследователь для обоснования своей концепции вынужден прибегать к основным, «выходных» положений, которые невозможно рационально объяснить в рамках определенной теории. Это распространенный исследовательский прием, но опасность тут заключается в превращении элемента софистики на самодостаточный, определяющий фактор построения теории. Более значимыми элементы С. выступают в ситуации, когда автор пытается согласовать священное в религиозном или догматизований в политологическом или философском знании текст с фактами, которые указывают на его ограниченность и противоречивость.

Уже в IX в. к н. е. начался процесс упадка С., превращение ее в логическое трюкачество, средство для политического или правового обмана. Своеобразный ренессанс С. пережила в II ст. в области литературы.

История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. — М., 1994; Осипова В. Г. В природе софистики. — Ереван, 1994. Петров М. К. Язык, знак, культура. — М., 1991.

В. Ятченко