РАЗДЕЛ 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Лекция 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

 

1.1 Наука и научные знания

 

По энциклопедическим
определению, наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка
(разработка) и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из
форм общественного сознания. Главная функция — познание объективного мира.

Относительно производственной
деятельности, науку следует рассматривать как систему знаний о закономерностях и законах
превращение одних форм материи в другие. При этом нужно, чтобы эти преобразования
происходили в направлении, который нужен людям, то есть были управляемыми.

В современных условиях
наука составляет целый комплекс научных дисциплин, которые можно разделить на две
группы: фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные
дисциплины имеют целью установление основных, наиболее общих законов
природы, раскрывать новые, до этого времени неизвестные, явления, процессы,
закономерности их проявления и тому подобное. В фундаментальных отраслей науки относят
математику, физику, механику, химию, общую биологию и им подобные.

Прикладные дисциплины
занимаются выявлением закономерностей в определенных процессах и явлениях, в том числе
и связанных с деятельностью человека. Прикладные исследования используют
достижения фундаментальных наук для решения конкретных проблем. Это
касается и углубленного изучения природы леса, сложных процессов, которые в нем
происходят. Раскрывая механизм процессов, происходящих в лесных
насаждениях в связи с деятельностью человека, можно уверенно его использовать
при искусственном лісовирощуванні, других мероприятиях.

Основными понятиями, которые определяют содержание научных исследований, является
научные знания, проблема, тема, предмет научного исследования, гипотеза,
закономерность, закон, принципы, постулаты, теория. Кратко остановимся на них.

Научные знания. Если
человек получает какие-либо знания только в результате воздействия на нее внешнего
мира, то есть пассивно, без применения со своей стороны каких-либо целенаправленных
усилий, такие знания нельзя считать научными.

Научные знания
появляются только в результате целенаправленных усилий, комплекса физических
операций, экспериментальных исследований и логических построений, которые направлены на
установление закономерности и причинно-следственных связей между явлениями,
наблюдаются. То есть, научные знания появятся тогда, когда будет поставлена цель
и применены определенные методы для ее достижения.

Проблема. Любое
научное исследование начинается с того, что нужно выявить и сформировать
комплекс теоретических или практических задач, который составляет научную проблему.
Проблема, как правило, возникает вследствие обострения объективных противоречий между
достигнутым объемом и уровнем знаний и тем уровнем, который необходим для решения
новых научно-исследовательских или народнохозяйственных задач. Для решения проблемы
нужны более глубокие теоретические представления, новые факты, которые не укладываются в
рамки прежних представлений, не дают объяснения на предыдущем теоретическом
уровне. Отсюда и возникает потребность в разработке проблемы.

Последняя формируется
таким образом, чтобы конкретные задачи, которые ее развязывают, были взаимосвязанных.
То есть, отдельная задача не решает проблему, она решается только в комплексе.
В отношении лесного хозяйства, то, например, существует проблема
повышение продуктивности и качества лесов будущего. Она может решаться
решением различных задач, которые связаны с процессами лесовыращивания.

Проблемы решаются
специальными научными исследованиями. В широком смысле они представляют собой
комплекс теоретических построений и экспериментальных операций, которые выполняются
относительно объекта исследований с целью определения его свойств для познания
или практического использования.

Тема научного
исследование это — раздел проблемы, который предусматривает исследование на каком-нибудь
этапе проработки проблемы. Расчленение проблемы на определенные темы позволяет
привлечь более широкий круг научных учреждений или ученых. Например, для решения
проблемы повышения продуктивности лесов могут проводиться научные исследования
в разных направлениях: селекционном, лісокультурному, лісівницькому. Соответствующей
будет и тематика исследований.

Предмет научного исследования.
Тема научных исследований предусматривает решение комплекса задач, но не указывает на
конкретные объекты, явления, процессы или признаки, которые будут взяты за предмет
исследований. В одной теме может быть несколько предметов исследования. Именно поэтому при
планировании научных исследований нужно определиться, какие явления или процессы
станут предметами исследований. Например, в теме «Особенности малого
биологического круговорота питательных веществ в сосняках свежего субору», которая
входит к проблеме повышения продуктивности лесов, предметами исследований
могут быть процесс формирования лесной подстилки, определение количества и
фракционный состав ежегодного опада, содержания и запасов питательных веществ в осадков
и лесной подстилке и лесном фунте и тому подобное.

Предметом научного
исследования по этой же теме может быть рост древостоев в связи с характером
рубок ухода.