КОММУНИКАЦИЯ ДЕЛОВАЯ — особая форма социального взаимодействия, что реализуется в процессе двустороннего обмена деловой информацией и обеспечивает взаимопонимание всех ее участников.

К. д. является неотъемлемым компонентом любых взаимодействий между людьми в процессе выполнения работы. Для достижения эффективности К. д. индивиду следует владеть механизмами развития коммуникативных процессов, знать характер влияния внешних условий на достижение нужного результата, а также иметь определенные навыки и умения, необходимые для организации общения и эффективного обмена информацией.

Главное условие К. д. — осознание коммуникатором того, что возможность реализации целей взаимодействия возрастает, если правильно организовать ее проведение и достичь при этом атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества. К средств К. д. относятся: речь, оптико — кинетическая система знаков (жестикуляция, мимика, пантомимика), пара-и экстралингвистические системы (интонация, паузы, «контакт глазами» и др).

В процессе К. д. происходит не только передача информации, но и уточнение, обогащение имеющихся сведений, формирование установок, целей и намерений деловых партнеров или противников (конкурентов).