МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ (материалист, понимание истории) — составная часть марксист ленинской философии, предметом которой является учение о наиболее общ. законы развития общества, его источников и механизмов и обоснование определяющей роли сусп. бытие относительно сусп. сознания.

М. и. — социально-филос. концепция общества, основой которой является принцип экон. детерминизма об определяющей роли способа в-ва в истор. развития общества.

Способ в-ва диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. В-во определяет возможности человека по преобразованию природы для удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей, способствует формированию новых потребностей, средств и условий их удовлетворения. В процессе в-ва необходимых материальных благ по удовлетворению насущных потребностей возникает производственная кооперация людей, которая обусловливает специализацию их деятельности, объективно определяет формы их отношения к средствам в-ва, обуславливает обмен, распределение, количество и качество потребления продуктов труда независимо от осознания людьми факта их существования. Эти формы взаимоотношений К. Маркс наз. производственными отношениями и подчеркивал их определяющую роль относительно других форм сусп. отношений.

Через практ. производственную деятельность человек преобразует и познает мир природы и свой собственный мир — общество как систему разнообразных типов сусп. отношений, которые возникают между людьми в процессе их производственной деятельности на основе прежде всего экон. отношений — базисе.

Базис порождает соответствующую ему надстройку, то есть определенные ідеол. формы человеческой жизнедеятельности (полит., правовые, моральные, худ. др), идеи, учреждения, организации, отношения, которые осознаются людьми, определяются ими как по содержанию, так и по формам, зависят от их воли.

Система сусп. отношений, обусловлена существующим типом в-ва, образует конкретный истор. тип общества — сусп.- экон. формацию. Смена формаций — закономерный объективный естественно-истор. процесс прогресса человечества, который олицетворяется в последовательном наследному переходе от одного типа общества к другому, более развитому. Поэтому всемирная история человечества — последовательный переход от первобытнообщинной к рабовладельческой, феодальной, капитал, и коммунист, формаций.

Развитие материального в-ва обусловливает формирование социальной структуры, основанной на частной собственности на средства в-ва, на делении людей на враждебные классы-антагонисты, что ведут постоянную борьбу между собой за свои классовые интересы. Возникает полет, организация общества, которая прежде олицетворяется в государстве как специфическом ин-те, призванном защищать господствующий классовый интерес и регулировать взаимоотношения между классами — антагонистами. Высшей формой классовой борьбы является социальная революция, в результате которой происходит переход от одной сусп.-экон. формации к другой, когда в гос. власти приходит класс — носитель новых производственных отношений. Через эти процессы в Г. и. раскрываются механизмы действия объективных законов истории, проявляют себя через деятельность масс, классов и их организаций и ин-тов.

Рассматривая общество как систему отношений и связей между людьми в процессе их жизнедеятельности, где производственные отношения образуют общество с его своеобразным характером и определяют его истор. тип, К.Маркс показал, что многообразие сусп. отношений, уровень их развития обусловливают степень свободы человека, истор. типы личности и сущности человека как совокупности всех сусп. отношений.

К. Маркс создавал свою теорию как идеологию пролетариата, которая «становится материальной силой, если овладевает массами». Рабочий класс в его концепции главный субъект рев. превращение капитал общества в коммунист. Поэтому в социологии марксизма на первый план выступают не столько наук.-теорет., академ. проблемы социологии (которую он не признавал как науку, противопоставляя ей свое материалист. понимание истории), сколько рев.-практ. К.Маркс создает модель будущего коммунист, общества, своеобразный идеал общества, за который должен бороться пролетариат, который реализует его после установления своей гос. власти — полит, диктатуры пролетариата.

Распространение материализма на понимание общества (Н. и.) дало основание основоположникам марксизма наз. свою философию монистической, а сам принцип материалист, монизма в понимании общества воплотился в Г. и. — материалист, понимании истории’.

Анализируя общество с его многообразными сферами экон., полет., социальной, духовной жизни, К.Маркс, Ф.Энгельс, В. И. Ленин и др. теоретики выделяли экон. фактор как субстанціональний, определяющий относительно всех других сфер жизнедеятельности человека. Отсюда — последовательное обоснование определяющей роли материальной жизни общества (сусп. бытия) в отношении духовного (сусп. сознания), базиса относительно надстройки и т.д. Это действительно так, когда речь идет об их истор. — генетический анализ, их истоки, происхождение, эволюцию на разных стадиях соціогенезу. И с появлением цивилизации с ее разнообразными специализированными сферами материальной и духовной жизнедеятельности общества, где сама человеческая деятельность выступает как сознательная, целесообразная, целеустремленная, цілераціональна и т. др., в этих условиях не только материальное детерминирует идеальное, но и наоборот — идеальное (знания, идеи, социальные нормы, идеалы и др.) обусловливает материальное, его содержание и формы. К.Маркс, Ф.Энгельс неоднократно подчеркивали это, иллюстрировали на фактах влияния политики, права, морали, религии на социально-экон. факторы сусп. жизни, признавали их активное роль. И впоследствии в центре внимания последователей марксизма оказались социально-эк., «бытийные» факторы, особенно после октябрьского переворота 1917 г. в России. Дилетантизм, эпигонство, связанные с непониманием или незнанием марксизма, часто оговаривали факты появления экон. редукционизма, когда ідеол. явления, процессы духовной культуры механически выводились по экон., базисных основ. Это обусловило появление трудов и концепций: «диалектика» в рыбном хозяйстве, в выращивании арбузов или в парикмахерском деле, теорий «экономизма», «пролетарской культуры» и др. класс, примеров вульгарного соціологізму.