ОПРОС ПОЧТОВЫЙ — разновидность опроса анкетного. При А. п. анкета распространяется среди потенциальных респондентов за помощью почтовой службы в виде самостоятельного почтового отправления по адресам лиц, которые, как правило, специально отобранные, ибо в своей совокупности, по мнению исследователей, представляют определенную социальную общность.

В зависимости от объекта и цели исследования перечень адресов должен позволять обращаться или к всех членов генеральной совокупности (напр., при опросе всех экспертов страны по некоторой проблемы), или ее части в виде вибірк. совокупности, как это традиционно бывает при массовых опросах населения. В каждом случае возникает необходимость обеспечения возврата заполненных анкет в количестве, достаточном для решения задач исследования. Меры обеспечения имеют общ. и специальный характер.

На участие респондентов в А. п. оказывают влияние: значение, которого они предоставляют исследованию; уверенность, что его результаты будут способствовать позитивному и эффективному решению определенных проблем их жизни; количество контактов исследователей с ними, которая измеряется количеством рассылок почтовых отправлений с анкетой, а также предыдущих сообщений об. п. и последующих напоминаний; общ. уровень общественной активности социальной группы, к которой можно отнести каждого респондента; авансоване стимулирования потенциальных респондентов путем вложения сувениров (календарей, марок, расписаний или схем транспортной сети города и др.) вместе с анкетой во время первой рассылки.

На практике соціол. исследований к А. п. обращаются за условия, если не нужна оперативность опроса и ограниченные опыты, ресурсы. Кроме этого В. п. целесообразно проводить как вспомогательный метод наравне с получением основного массива данных посредством интервью или анкетного опроса. В Частности, О. п. нужно для того, чтобы получить определенное дополнительное количество анкет, которые вместе с анкетами, полученными другим базовым методом, обеспечивают репрезентативность данных. Представление респондента о характере анонимности опроса влияет на достоверность его ответов, о чем свидетельствуют специальные методические эксперименты, которые показали, что на вопрос о деликатные, интимные, остро полет, проблемы даются ответы более откровенны при А. п., чем при интервью или анкетировании.

Для контроля возврата анкет и сами анкеты или конверты, возвращаются, могут иметь код адреса или для этого вместе с анкетой посылают для возврата не только конверт, а еще и отдельную сигнальную карточку с кодом адреса, ее возвращение должно означать ответ на анкету определенного респондента. Анкета и карточка возвращаются как два отдельных почтовых отправления, код на карточке позволяет вести учет возврата. Таким образом значительно уменьшается трудоемкость обработки корреспонденции и уже полностью гарантируется анонимность А. п.

Предварительный контакт через каналы массовой коммуникации или путем рассылки по почте инф. писем готовит потенциальных респондентов к получению анкеты на их адрес и знакомит с целью исследования и значение их ответов. Рассылка анкет более одного раза (если нет ответа, который контролируется вышеназванными средствами) имеет название «волнового» А. п. При необходимости получения большого (свыше 1 тыс.) количества анкет, как показывает отечественный опыт, даже три «волны» В. п. оказываются вдвое экономичнее, чем интервьюирование или анкетирование. Кроме того две «волны» В. п. городского населения дают возможность получить возвращенным 65% ± 5% анкет от заг. количества потенциальных респондентов, а для отдельных категорий доля возвращенных анкет достигает 90% при условии, что тема опроса касается непосредственно этой категории.

Общ. схема А. п. население города, в котором почтовые отделения 2 ± 1 суток доставляют письма адресатам, имеет такой вид. Инф. письма рассылают в понедельник, а в среду четверг ты уже рассылают анкеты, чтобы адресаты их получили накануне выходных. В эти дни важно через средства массовой информации информировать население о целях и задачах А. п., значимость его результатов для дальнейшей жизни города. Через одну две недели наступает стадия почтовых или телефонных напоминаний. Последние весьма эффективны, но нужно заранее определить номера домашних телефонов потенциальных адресатов. Сами же адреса проще всего выбирать на основании списков избирателей, которые в последнее время обновляются достаточно часто (почти ежегодно). Доля возвращенных анкет до 10-го дня после первой рассылки достигает 45% ± 5%, а к 20-му дню возрастает до бурения 70%+10%. В среднем В. п. длится около одного месяца.