Экономическая политика — система целей и средств их достижения определенными политическими институтами и экономическими организациями (преимущественно международными) в экономической сфере общества. Взаимодействие политики и экономики имеет определяющий характер в общественной жизни. Глубинный базис политических отношений детерминируется экономическими интересами, экономическим положением государства, сословий, групп, индивидов. В свою очередь политическая деятельность не может не влиять на экономические отношения в обществе и экономическую роль государства.

Впервые тезис о зависимости политических процессов от социального и материального положения граждан прозвучала у Аристотеля («Политика»).

Новое время на первые позиции выдвинул свободу и индивидуальные свойства человека как отдельной единицы социального и экономического действия. В таких условиях экономическая власть постепенно ограничивала абсолютный характер власти политической. Именно поэтому такие представители либеральной экономики, как Адам Смит (1723 — 1790), выступали в защиту индивидуальной свободы и частной собственности.

Ведущей идеей классического либерализма являлось невмешательство государства в экономическую жизнь и саморегуляция рынка. Карл Маркс (1818 — 1883) и его последователи сделали вывод о том, что обладание экономической властью, то есть средствами производства, прямо или косвенно ставит под контроль политическую власть. Зато активная роль политики, особенно в случае изменения общественно-экономических систем, значительно меняет экономическую сферу общественной жизни.

В XX века. после нескольких мировых экономических кризисов (особенно кризиса 1929-1933 гг.) актуализируется и набирает вес теория государственного регулирования экономики, которая получила свое название от имени Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946).

Суть кейнсианства состоит в увеличении расходов государственного бюджета, расширение объемов общественных работ, регулировании занятости, увеличении числа денег, поступающих в обращение, и тому подобное. Однако сторонники неолиберализма не отказались от своей веры в лучшее функционирование экономики в условиях свободного рынка. Например, Фридрих Хайек (1899-1992), один из самых известных представителей этой теории, активно выступал против государственного воздействия в дела рыночной экономики. Следует признать, что его единомышленники из Чикагской школы (М. Фридмен и др.) имели достаточно большое влияние на экономическую политику ведущих западных государств мира в конце XX века.

Однако есть и другая крайность, когда государство берет на себя основную экономическую и политическую власть, лишает индивида возможности осуществлять экономический выбор и перекладывать на себя ответственность за принятые решения и действия. На определенном этапе такая концепция экономической и политической власти и соответствующая экономическая политика может дать временный выигрыш (как это было в странах так называемого реального социализма), но в конце концов такой надмонополізм приводит к упадку, застою и стагнации.

Вятр Е. Социология политических отношений. — M., 1979; Мушинский В. Основные этапы развития советской политической системы // Сов. гос-во и право. — 1988. — Ne 9.

В. Бебик