Европейский парламент — один из высших органов Европейского Союза. К 1979 г. состоял из парламентариев, которых назначали национальные законодательные органы стран — членов Европейского Сообщества. В июне 1979 г. в странах Общего рынка, то есть государствах Европейского Сообщества, были проведены первые всеобщие прямые выборы в Есть. п. Распределение мандатов отображал количество населения государств — членов Европейского Сообщества: Германия, Франция, Италия и Великобритания имели каждая по 81 месту в Есть. п., а Испания — 60, Нидерланды — 25, Бельгия, Греция, Португалия — по 24, Дания — 16, Люксембург — 6, Ирландия — 15 депутатов. Есть. п. избирается сроком на 5 лет, в течение которых депутаты объединяются не по принципу стран, а на основе партийной принадлежности. В ЕСТЬ. п. действуют 10 депутатских объединений, наиболее представительные — социалистическая фракция (лейбористы в Великобритании, социал-демократы Германии, социалисты Франции и др.) и фракция политических партий консервативного направления.

Несмотря на владение торжественным титулом «носителя воли народов Европы», Является. п. не достиг еще уровня компетенции современных национальных или федеративных государств. Его участие в законодательном процессе еще довольно ограничена. Наиболее выраженная функция политического наблюдения за регулирующей деятельностью высших исполнительных органов Европейского Союза (ЕС) — Европейского совета, Совета ЕС и Комиссии. Есть. п. вносит рекомендации по общеполитическим вопросам в органы ЕС, утверждает или отклоняет (но не изменяет) бюджет Европейского Сообщества, рассматривает годовые отчеты Комиссии ЕС. Не назначает и не освобождает с должности руководителей высших органов ЕС. Есть. п. играет роль одной из составляющих архитектуры западноевропейской интеграции, что отвечает в первую очередь за сближение членов ЕС в сфере межгосударственных политических отношений. Здесь обсуждаются главные проблемы соотношения полномочий Сообщества и государств — членов, определяет степень и масштабы соперничества институтов и структур, которое отражает европейское мышление и различные национально-консервативные идеологии (сессии проходят в Страсбурге, Франция, секретариат размещен в Люксембурге). Новые горизонты в деятельности Является. п. открылись после подписания в г. Маастрихт (Нидерланды) Договора (1992 г.) о превращении Европейского Сообщества в экономический, валютный и политический союз стран — членов. В повестку дня ЕС включены проблемы военно-политической интеграции, согласования внешнеполитической деятельности стран — членов; иммиграционной, пограничной и таможенной политики; правовой взаимопомощи и др.

Понимание растущей интегрирующей роли Есть. п. порождает инициативу по расширению полномочий, предоставления ему статуса наднационального института. Курс, взятый в Маастрихте на создание политического союза демократических государств — Соединенных Штатов Европы, предусматривает также создание демократического сообщества граждан, легитимизируют демократию через парламент, который в таком случае должен иметь право законодательной инициативы. Есть. п. принимает активное участие в расширении ЕС (Австрия, Швеция, Финляндия, Норвегия), в заключении соглашений об ассоциации с Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Болгарией, Румынией и др. Есть. п. способствовал рассмотрению заявок о вступлении (Турция, Кипр, Мальта и страны ЦВЕ) и дальнейшему расширению ЕС за счет государств Центральной и Восточной Европы с мая 2004 г. Есть. п. играет важную роль также в подготовке проекта конституции Евросоюза на протяжении последних лет.

В современных условиях усиление евроинтеграции. п. имеет полномочия на участие в принятии соответствующих решений по многим вопросам. Согласно процедуре для одобрения запланированного правового акта необходима совместная согласие Совета ЕС и Есть. п., причем парламент может самостоятельно допустить его принятия. Кроме того, Есть. п. формирует бюджет вместе с Советом ЕС. Усилилась роль Есть. п. относительно назначения на должности. С 1994 г. Есть. п. участвует в процедуре назначения представителей Еврокомиссии, а с осени 2004 г. кадровые вопросы решаются новым составом евродепутатов.

Значительная роль. п. и в налаживании постоянного диалога со странами постсоветского пространства, в частности и с Украиной, и реализации идеи «европейского экономического пространства». Соглашение о партнерстве и сотрудничестве определили пути углубления связей между ЕС и Украиной в 1994 г., в том числе и на уровне парламентов.

С 1994 г. выборы в Есть. п. происходят за прямого голосования избирателей стран — членов ЕС. В течение 10-13 июня 2004 г. в 25 странах Евросоюза 350 млн. населения, имеющего право голоса, выбирали 732 депутатов Есть. п. Это были самые масштабные выборы на континенте за последние 25 лет. Одновременно это был тест на проверку того, разделяет ли население 15 старых, так и 10 новых стран-членов интеграционную политику своих правительств. Почти во всех странах, где проходили выборы, была достаточно низкое участие в голосовании избирателей: в среднем чуть выше 40 %, в Нидерландах и Великобритании она составляла около 40 %, а в новых странах — членах не более 30 %, в Польше и Словакии меньше 20 %, рекорд избирательной активности оказался на Мальте — 82 %.

Общий итог выборов подтвердил, что первое место у консерваторов — Европейская народная партия получила 272 места, европейские социалисты — 201 мандат, третье место в Европейской партии либералов — 66 мест, на четвертом месте — «зеленые» — 44 мандата. Лишь правящим партиям Испании, Греции, Финляндии, Швеции и Люксембурга удалось добиться победы на этих выборах. Правящим партиям других стран ЕС не удалось убедить своих граждан в пользу поддержания собственной евро-политики. В то же время нужно заметить, что такая реакция населения стран — членов ЕС в основном являются откровенной реакцией на те проблемы, которые характерны для их внутренне-экономического положения. А это заметный экономический спад и усиление безработицы во многих странах Евросоюза. Убедительным является тот факт, что с приходом к Есть. п. значительного количества евроскептиков он станет более поляризованным и сдержаннее в осуществлении далеко идущих проектов со стороны правящих партий в ведущих государствах ЕС, которые сейчас склонны к существенному углублению евроинтеграции.

Топорнин Б. Н. Европейские сообщества: право и институты. — М., 1992; Шанаев В. Н. Особенности экономического развития Западной Европы. — М., 1993; Маклаков В. В. Парламенты стран — членов Европейского Союза. — М., 1995.

А. Кудряченко.