АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Развитиеавтомобильного
транспорта
в регионах и отдельных государствах определяется величиной парка
автомобилей, протяженностью и состоянием автодорожной сети, а также экономической
возможностью и потребностью в работе автотранспорта. При общем количестве
автомобилей в мире, что в 1995 г. превысила 650 млн, их распределение по регионам и
странах не одинаков. На Северную Америку приходится более 36 % всех легковых,
грузовых автомобилей и автобусов, а на Западную Европу — 31 %, то есть бл. 2/3
всего мирового автопарка сконцентрировано всего в двух регионах (в Азии бл. 20
%). Неодинакова и количество автомобилей, приходящееся на 1000 жителей (в
среднем в мире 85 легковых автомашин и 26 грузовых, в США и Италии
легковых свыше 500, в Японии грузовых — 200, а в США — 185). Автодорожная
сеть мира (с твердым покрытием и усовершенствованным дорогам) в 1995 г. значительно
превышала по длине железной дороги (соответственно 24 и 1,2 млн км). Это обеспечило
80 % мирового пассажирооборота и более 10 % грузооборота на всех видах
транспорта.

Основная часть пассажирооборота
традиционно с 1950-х
pp. выполняется автомобильным транспортом, и его доля продолжает расти.
Основная часть пассажирских и грузовых перевозок осуществляется в пределах
отдельных государств. Однако создание автопоездов, грузовиков высокой грузоподъемности,
соединения автодорог отдельных государств превратило эти перевозки в
внутрирегиональные и даже межрегиональные — например, между Западной и
Восточной Европой, между Западной Европой и Азией (через Босфор в Турцию) с
возможным выходом в Юго-Восточную Азию в Сингапур. Для межрегиональных
транспортных перевозок особое значение имеют скоростные автодороги (например,
Панамериканская система автомагистралей имеет длину 34 тыс. км и ведет из США в
столицы и крупные города стран Южной Америки). Они могут иметь развитие в
Евразии, действует уже существующие автодороги через Турцию идут на Ближний Восток, с
России в приграничные страны зарубежной Азии.

Автомагистрали, используются
автотранспортом в наше время в пределах отдельных государств, как правило, образуют единые
транспортные системы. Они учитывают потребности экономики страны, взаимосвязаны
с системами железнодорожного и водного транспорта. В Западной Европе такие системы
большинства государств уже хорошо выполняют межгосударственные транспортные задачи. Они
в значительной степени превращаются в региональную автотранспортную систему, более
мобільнішу, чем железнодорожная (большая часть внешнеторгового обмена
западноевропейских стран — это конечная продукция, которая перевозится небольшими
партиями, преимущественно в контейнерах на грузовиках). В других регионах формирование
таких систем только начинается (Восточная Европа) или они имеют ограниченную
количество стран-участников (Северная Америка). Особенно велика роль
автомобильного транспорта как средства доставки грузов и людей «от двери до
дверей». В странах Запада именно на автомобилях и автобусах люди осуществляют
большинство поездок внутри страны и в ближайшее зарубежье. Поэтому на его долю
приходится ок. 80 % мирового пассажирооборота. Этот вид обслуживает передвижения в
городах, однако сфера его применения не может постоянно расти
ограниченность территории.