РАЗДЕЛ 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Лекция 3.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

В лесной отрасли, как
и во многих других, большинство задач, которые требуют исследований, возникают с
потребностей производства. Для определения сути таких задач нужна определенная работа по
их формулировки и постановки, потому что это будет определять полученный результат. Поэтому выбор
темы научного исследования, магистерской, кандидатской работы является важным
моментом во всем комплексе работ по проведению научного исследования.

 

3.1 Выбор темы научного исследования студентом вуза

 

Профессор П. Т.
Приходько не без оснований подчеркивает, что умение правильно поставить перед собой
научную задачу, определить актуальную тему — дело непростое, которое требует
высокой компетенции исследователя. Умело поставить задачу — это уже наполовину иметь
ее решение. Для этого мало одного любопытства, а нужно знать историю
развития темы, потратить некоторое время на ее осмысление, размышления о сути
поставленной задачи. В этом вопросе особую роль играет руководитель научных
исследований, который может реально помочь молодому исследователю, в том числе
студенту, правильно сориентироваться в выборе темы исследования.

Опыт показывает, что
более эффективно проводятся научные исследования, когда они выполняются группой
исследователей. В данном случае каждый из членов группы имеет какие-то достижения, которых в
других нет, а в сумме это ускоряет научную работу. Для студентов вуза такой
вариант организации исследований может иметь место, например, в студенческих
научных кружках при кафедрах. Но при проведении научных исследований по
тематикой магистерских работ, кандидатских диссертаций чаще всего исследования
выполняется индивидуально.

Выбора темы научного
исследования для начинающих исследователей помогают следующие приемы и
способы: а) консультации с учеными и опытными производственниками; б)
использование принципа исследований в смежных областях наук, например,
фунтознавстві, физиологии растений и др.; в) применение научного поиска; г)
использование принципа пересмотра научных фактов на новом, более качественном,
уровне, в новом аспекте; д) выбор принципа более эффективного методического
решение научной задачи; в) применения иных приемов на основе изучения
каталогов диссертаций, которые защищены, и т.п.

Таким образом, выбор
темы научного исследования — дело серьезное. Тема должна отличаться
актуальностью и новизной, иметь четко очерченные границы исследований. При этом
нужно учитывать уже достигнутое в том или ином направлении, выявлять
«узкие» места в лесохозяйственном производстве. Кроме консультаций с
научным руководителем, ведущими специалистами в данной области науки, производственниками,
нужно самому осуществить поиск научных публикаций по направлению исследований, который
интересует исследователя. Просить тему для будущих исследований в опытного
руководителя нельзя считать бестактным. Наоборот, выложив круг своих
заинтересованностей, научных интересов и просьба підсказати тему исследований,
можно облегчить рекомендацию со стороны опытного ученого.

Темы научных исследований,
которые будут выполняться при подготовке магистерских выпускных работ
(диссертаций), должны учесть ограниченный срок времени для их выполнения. Поэтому
они должны предусмотреть лишь какую-то часть более масштабных исследований,
например, исследований в рамках подготовки кандидатских диссертаций. То есть,
будущие магистры не могут ставить для решения крупномасштабные задачи, но
тематика исследований должна формулироваться так, чтобы в процессе работы студент должен
возможность выполнять определенный объем работ по всем разделам научных исследований, которые
предусматриваются типичной схемой их выполнения. Начинающий в научных исследованиях
должен знать, что они предусматривают подготовительные работы, накопление научной
информации, овладение методикой исследований, проведения наблюдений, опытов,
расчетов, приобретение опыта работы с научной литературой, рациональными
способами использования литературы, написанием научной работы.