II семестр

ГЛАГОЛ

УРОК 104. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ЯЗЫКУ «ГЛАГОЛ». ЯЗЫКОВАЯ ТЕМА № 4

Цель: проверить знания учащихся по языку по теме «Глагол»; развивать память, мышление, внимательность; воспитывать культуру оформления письменных работ.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ УРОКА

III. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

1 вариант

1. Отметьте правильное утверждение.

а) В предложении глагол чаще всего является подлежащим;

б) в предложении глагол чаще всего является сказуемым;

в) в предложении глагол чаще всего является второстепенным членом.

2. Отметьте группу слов, которая состоит только из глаголов неозначеної формы.

а) Дружат, изучают, говорят;

б) дружит, изучает, говорит;

в) дружить, изучать, говорить.

3. Отметьте группу глаголов настоящего времени.

а) Рисовал, перечитает, летает;

б) говорит, слушает, поет;

в) желает, идет, бежит.

4. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях глаголов.

Поет..мо, ишь..мо, выход..то, воз..ш, побеждаем.

5. От представленных существительных образуйте глаголы неозначеної формы.

Уход —

болезнь —

прыжок —

жизнь —

6. Поставьте глаголы во 2-е лицо единственного числа.

Косить —

собирать —

ловить —

дружить —

7. Измените текст таким образом, чтобы события происходили в прошлом времени.

Возле моего дома цветут мальвы. Узенькая тропинка бежит к колодцу. Там растет калина, шумит молоденький тополь. За домом цветут вишни и яблони.

2 вариант

1. Отметьте правильное утверждение.

а) Начальной формой глагола является будущее время;

б) начальной формой глагола является неозначена форма;

в) начальной формой глагола является настоящее время.

2. Отметьте группу слов, которая состоит только из глаголов неозначеної формы.

а) Работают, думают, знают;

б) работать, думать, знать;

в) работали, думали, знали.

3. Отметьте группу глаголов настоящего времени.

а) Покупаю, видел, спит;

б) строит, учится, бежит;

в) забудет, скажет, стрижет.

4. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях глаголов.

Говор..ш, дружеские..мо, изуча..мо, собираюсь..ш, одевайте.

5. От представленных существительных образуйте глаголы неозначеної формы.

Рисунок —

встреча —

плавание —

молодость —

6. Поставьте глаголы в 3-е лицо единственного числа.

Косить —

собирать —

ловить —

бежать —

7. Измените текст таким образом, чтобы события происходили в настоящем времени.

Весна пела вокруг, звенела нежным ветерком. Все в лесу радовалось, а береза плакала.

Березы, с которых брали много сока, засохли и быстро погибли.

Физкультминутка

IV. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Вставьте в предложения глагол, подходящий по смыслу.

Через поле, через гай … мальчик Помогай. Аж вот прямо на них … волк, такой страшный и здоровенный. По старой медведицей устало … медвежонок. (Ходит, двигает, пленталось)

2. Прочитайте текст. Какое время года изображено? Назовите синонимы. Голые деревья уже давно готовы к зиме, спят. Погрузились в сон жуки и пауки, хорьки и стрекозы, змеи и лягушки. Дремлют лини и караси в озерных выемках.

То дождь, то снег…

3. Отгадайте загадку.

Шел довгов’яз, в земле увяз, из земли всех повыгонял.

— Подчеркните глаголы. Определите их время.

4. Спишите текст. Замените глаголы в будущем времени глаголами прошедшего времени, определите род.

ПЕРВЫЙ ЦВЕТОК ВЕСНЫ

Под лиственным одеялом земли будет зимовать луковица подснежника. Долгую зиму она будет дремать и прислушиваться: не пропоет жаворонок.

Вдруг луковка услышит пение жаворонка. Весна!

И солнышко с радостью будет помогать цветку проснуться.

5. Прочитайте, объясните смысл., Выпишите глаголы, определите их лицо, число, время. Выделите окончания, сравните их.

1) Через окно весь мир не увидишь. 2) Если утром поработаешь — не пожалеешь. 3) Не гріте железо не согнешь. 4) Одним пальцем голки не вдержиш.

6. Пословицы и поговорки прочитайте, объясните, спишите. Глаголы 3-го лица единственного числа подчеркните, выделите окончания.

1) Пока губки не прижмешь, она воды из себя не выпустит. 2) В чужой овчарне овец не разведешь. 3) Как огня не зажжешь, дым глаза не колоть.

7. Пословицы и поговорки прочитайте, объясните, спишите. Глаголы мужского рода прошедшего времени подчеркните, укажите вопросы, на которые они отвечают.

1) Не говори все, что вычитать из книг сумел, а говори о том, что, прочитав, понял. 2.) Пословицу сказал — дорогу показал, поговорку сказал — душу утешил. 3) Не тот много прожил, кому много лет, а тот, кто много сделал. 4) Еще ничего не сделал, а уже отдохнуть сел. 5) Как ел, так аж вспотел, а как работал, то аж задремал.

8. Запишите только те пословицы, содержащие глаголы в неозначеній форме.

· Легко потерять, тяжело найти.

· Глаз видит далеко, а ум еще дальше.

· Как ел, так аж вспотел, а как работал, то аж задремал.

· Грамоте учится, всегда пригодится.

· Чтобы других учить, надо самому уметь.

· Лучше молчать, чем врать.

· Умеешь говорить — умей слушать.

· Лучше недоговорить чем переговорить.

9. Блицопрос

· Глагол-это … (часть речи, которая означает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?).

· Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (Сказуемым)

· 3 какой частью речи в предложении чаще всего связано глагол? (С существительным)

· Что такое неозначена форма глагола? Почему эта форма получила такое название? (Это начальная форма. Отвечает на вопросы что делать? что сделать?. Не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число исполнителей действий.)

· Какие временные формы глагола? (Могут быть в форме тэп. ч., мин. ч., майб. ч.)

· На какое действие указывают глаголы прошедшего времени? настоящего? будущего?

· Как изменяются глаголы прошедшего времени? настоящего? будущего?

V. ИТОГ УРОКА

— Удалось успешно справиться со всеми задачами?