Республика (лат. respublica, от res publica — общественное дело)— 1) форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти, что способствует максимальному обеспечению принципа народовластия; 2) государство с такой формой правления. Исторически Г. выступает как антипод монархии, заменяя наследственную власть выборной с возрастающей ролью представительных органов, а в отношении подданства — институтом гражданства. Выборные высшие органы власти действуют определенный законом или обычаем срок; главу государства избирает население или специальная выборная коллегия. В политической истории республика известна многим обществам, но классический образец Р. древнего мира — это прежде всего античный полис и организация институтов власти городов — государств Греции и Рима, откуда в европейской политической традиции берут начало принципы выборности и сменяемости магистратур, их подотчетности обществу, ограниченности срока полномочий. Возрождение республиканских форм приходится на период средневековья. В XII — XV вв. на политической карте Западной и Восточной Европы появляются города — республики Италии: Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция и другие; в Северной Руси: Новгород, Псков, чья история дала следующим поколениям сторонников республиканской традиции немало примеров защиты городских свобод и прав самоуправления. Первыми на этот путь стали Г. Соединенных провинций (Голландия) в 1609. и Англия в 1649. (где, впрочем, республиканский строй оказался переходной формой — уже в 1660 г. Карл II Стюарт занял трон был свободен чуть больше 10 лет). По Голландской Р. и Великобританией времен индепендентов и протектората Кромвеля пошли Франция в 1792 г. (не избежала позже монархической реставрации), Россия в 1917 г., Германия в 1918 г., страны, входившие в 1918 г. в состав Австро-Венгрии, и другие бывшие монархии. Еще большую по численности группу Г. составляли страны, освобожденные в течение ХІХ — ХХ вв. от колониальной зависимости — государства Латинской Америки, Азии и Африки. С обретением ими суверенитета Г. стала в современном мире преобладающей формой государственности. В свою очередь, и большинство монархий сейчас изменили свой характер на республиканский, то есть реальная власть в них давно перешла в выборных и коллегиальных органов управления, что делает дихотомию «республика — монархия» менее содержательной в плане политологического анализа, чем изучение систем власти или типа политического режима. Названные критерии издавна применялись в политической теории для типологізаціі самых республиканских форм, что дает возможность различать Г. демократическую и аристократическую (в зависимости от высоты цензових барьеров для граждан, наделенных правом участвовать в выборах магистратов), демократическое и олигархическое (что за времена прямых форм народовластия определялось смещением центра тяжести системы управления в сторону народных сборов или институтов, которые поддерживали интересы состоятельных граждан). В современной политологии Г. классифицируют преимущественно по характеру системы разделения властей, в соответствии с чем выделяют Г. парламентские, президентские и смешанные. Республика парламентская — форма правления, при которой правительство несет ответственность перед парламентом. Республика президентская — форма правления, базирующаяся на приоритете исполнительной власти в лице президента страны. Полупрезидентская республика — республиканская форма правления, сочетающая черты президентской и парламентской республики с доминированием первых. При этой форме правления президент избирается на прямых всенаціональних выборах, он получает такую же легитимацию, как и парламент. Будучи главой государства, он не только осуществляет традиционные функции, свойственные этому институту, но и наделен широкими полномочиями по управлению страной: назначает правительство, в той или иной степени руководит его деятельностью, правительство ответственно перед президентом и может быть полностью (или частично) отправлен им в отставку. Все это черты президентской Г. Однако в отличие от нее, правительство полупрезидентской Г. ответственен не только перед главой государства, но и перед парламентом. Здесь, как правило, правительство избирается, получив на это согласие и поддержку парламентского большинства, одновременно возможно нарушение вопрос о вотуме доверия правительству. В качестве противовеса президент имеет право (правда, ограниченное определенными условиями) роспуска парламента, чего нет в президентской Г.

Стародубовский Бы. А. Политические режимы европейских буржуазных стран. — Свердловск, 1989; Парламенты мира. — М., 1991; Роберт Г. М. Азы парламентской культуры. — М., 1992; Энциклопедический словарь. — М., 1997; Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. — М., 1997; Украинский парламентаризм: прошлое и современное. — К., 1999; Кудряченко А. И. Объединенная Германия — новые политические измерения // Вече. — 2003. — № 8; Политологическая энциклопедия. — М., 2003.

А. Кудряченко