Руссо Жан-Жак (1712 — 1778) — французский философ, просветитель, общественный деятель, писатель. Его мать умерла во время родов, Г. воспитывал сначала отец, а потом родственники. В 1728 г., будучи еще подростком, он убегает из родной Женевы и отправляется на поиски своей судьбы. Самостоятельно получив образование, Р. стал одним из самых самобытных европейских мыслителей и художников: он был композитором, музыкальным критиком, романистом, ботаником, эссеистом, а также автором серьезных трудов по политической и моральной философии. Переехав в 1742 г. в Париж, Г. некоторое время работает секретарем французского посла в Венеции (1743 — 1744 гг.). В 1750 г. трактат «Рассуждения о науках и искусства» получил награду Академии Дижона и сделал Г. знаменитым. Самые известные труде «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми» (1755), «Юлия, или Новая Елаїда» (1761), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1962), «Эмиль, или О воспитании» (1962). После того, как труда «Эмиль» (1762) и «Об общественном договоре» (1762) было подвергнуто осуждению в Париже и Женеве, он убегает из Франции и несколько лет проводит в поисках спокойного убежища на швейцарской, прусской, английской землях. Между 1764 — 1770 гг. Г. пишет автобиографическую «Исповедь», потом еще два автобиографические произведения: «Диалоги», написанные в 1772 — 1776 гг., и «Прогулки одинокого мечтателя» (1776 — 1778). Его можно считать одним из основателей научно-критического мышления и цивилизационного принципа. Он одним из первых проследил историю человечества, в частности изменение его социальных формирований (семья, племя, народ), исходя из развития средств производства или, говоря современным языком, «техническую революцию», первый этап которой начался с изобретения каменного топора, а второй — с обработки металлов и земледелия. Источник общественных проблем и конфликтов он видел в социальном неравенстве, которую понимал прежде всего как неравенство имущественное. Г. считал, что неравенство между людьми существовала не всегда, а возникла лишь на определенном уровне исторического развития человечества из имущественных отношений между людьми. Исходя из того, что в естественном состоянии люди были свободными и счастливыми, Г. доказывал, что с возникновением имущественного неравенства, а позже неравенства политической они стали порабощенными. Средством преодоления социальной несправедливости и неравенства может быть только общественный договор, по которому сувереном, единственным правителем общества должен быть объединен народ. В общественном договоре Г. ищет также и реализацию свободы, которая, по его мнению, является свободой высшего типа, чем естественная свобода, потому что покорение лишь одним желанием является рабством, а подчинение закону, который люди сами установили, — это настоящая, реальная свобода. Придерживаясь мнения о том, что суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти, Г. отстаивает принцип прямой демократии, идеал народного суверенитета, по его мнению, основывается на тоталитарной идее о общую волю народа, не ограниченную правами и свободами отдельных граждан. Поскольку народ является единым суверенитетом, то нет необходимости разделять власть на законодательную и исполнительную ветви, а важнейшие общественные проблемы Г. предлагал рассматривать на всенародных плебисцитах. Именно этим, согласно Г., обусловлены основные черты и признаки народного суверенитета, его неделимости и неотчуждаемости; любой акт суверенитета накладывает одинаковые права и обязанности на всех гражданах. Концепция Г. построена на обеспечении самостоятельной роли личности в обществе, полном подчинении его «общественном целом». Обнаружена референдумом «общая воля» становится обязательным для всех, кто оказался в меньшинстве. Одной из самых величественных идей Г. была идея свободы и равенства человека и народов. Весьма полезной стала теория происхождения неравенства как между людьми, так и между народами. Имущественное неравенство, деление на бедных и богатых, по мнению Г., является первой ступенью неравенства. Вторая ступень неравенства он связывает с возникновением государства. Третья ступень неравенства в обществе является результатом преобразования законной власти в деспотизм. Вывод о неравенстве между людьми как основной фактор зла Г. повторял неоднократно, со временем начал искать причины неравенства между людьми в факте их объединения в организованное общество, которое является основной причиной неравенства. Идеи Г. в значительной степени повлияли на развитие общественного сознания того периода, становления справедливости и преодоления неравенства. Руссо заслуживает того, чтобы его считали одним из самых глубоких и самых сложных мыслителей в истории Запада.

Политология / За заг. ред. Ю. И. Кулагина, В. И. Полуріза. — К., 2002; Энциклопедия политической мысли / Пер. с англ. под ред. Н. Лысюк. — К., 2000; Философия / под ред. И. Ф. Надольного. — К., 2002; Юрий М. Ф. Основы политологии. — К., 2003.

Т. Самойленко