Социальное партнерство (от лат. socialis и фр.partenaire) — неконфронтационный способ регулирования общественных, социально-трудовых отношений между большими группами и слоями населения, в частности между предпринимателями (работодателями), наемными работниками и государством. В идеологическом аспекте С. п. призвано способствовать смягчению противоречий между работодателями и наемными работниками на основе равноправного сотрудничества, интегрировать трудящихся в систему рыночных отношений. В политическом аспекте С. п. направлено на одобрение социальной общностью политической власти определенного общества. В экономическом плане С. п. предусматривает материальное и моральное стимулирование заинтересованных наемных работников в росте темпов и эффективности производства с целью обеспечения надлежащих условий дальнейшего роста прибылей работодателей, государства, а также повышение жизненного уровня самих трудящихся. Многомерность процесса С. п. предусматривает: оптимизацию отношений между действующими в обществе силами; равновесие интересов в треугольнике «государство — работодатель — наемный работник».

Как явление общественной жизни С. п. возникло во второй половине XIX ст., когда вследствие развития индустриализации увеличилось количество наемных работников и обострились классовые противоречия в буржуазном обществе. Наряду с появлением партий и рабочих клубов с радикальными намерениями в Европе формировались и партии мира, которые разделяли позицию, изложенную в энциклику Папы Римского Льва XIII «Рерум Новарум» (1891). В ней он призвал рабочих не применять насилия, не стремиться к свержению существующего социального порядка, а направлять энергию в сторону социального партнерства, которое обеспечивает эволюционное, а не революционное развитие общества. Становлению Сек. п. на Западе способствовала научно-техническая революция, под воздействием которой произошли изменения в социальной структуре общества, интеграционные сдвиги в направлении сближения различных социальных слоев ради достижения социального мира и сотрудничества.

Срок С. п. появился в период Первой мировой войны. Появление теории социальных реформ должна была служить противовесом теории классовой борьбы, которая с середины XIX века. претендовала на роль главного регулятора исторического процесса. «Отцы» концепции С. п. как наиболее приемлемого формы социального взаимодействия в индустриальном обществе опирались на этику Л. Фейербаха, на концепцию «гармонизации отношений» Л. Блана и П. Прудона, на идеи Ф. Лассаля и теоретиков социал-демократического направления, солидарных со взглядами Е. Бернштейна, а также на идеи таких представителей либерального реформизма, как Н. Вирт, А. Михаэлис.

В западной политологии теория С. п. тесно связана с концепциями саморазвития современного капиталистического общества. Концентрируя внимание на переломных этапах эволюции общества, большинство ученых опирается на два взаимосвязанных принципа необходимости регулирования общественного развития. Во-первых, они считают, что экономические, политические и социальные процессы сегодня невозможны без соответствующего контроля со стороны государственных институтов. Во-вторых, по их представлениям, положительные для гражданского общества процессы сложно осуществить без «аккумуляции» социальных структур, способных обеспечить создание «государства всеобщего благосостояния». Как основатели идей С. п., так и нынешние последователи отрицают классовый характер социальных конфликтов. Во многих странах идеология и политика С. п. получила юридическое закрепление главным образом через нормы трудового права. Система С. п. и его механизмы в современных условиях исключающих решение спорных вопросов через забастовки или выступления на баррикадах. С. п. предполагает согласование интересов различных социальных групп посредством переговоров и взаимного согласия, то есть разумный компромисс вместо конфронтации, толерантность вместо радикализма, эволюция вместо революции. С. п. в индустриально развитых странах играет стабилизирующую роль, способствует социальной устойчивости, экономической и политической стабильности. Модели С. п. (его активными сторонниками являются Австрия, Германия, Швейцария, Скандинавские страны) несут на себе отпечаток национальной специфики, соответствуют политическим и экономическим условиям различных государств, олицетворяющих их исторические и культурные традиции.

Внедрение Сек. п. в независимой Украине приобретает особое значение. В апреле 1993 г. указом президента было утверждено «Положение о национальном совете социального партнерства», которая с тех пор функционирует при президенте Украины. Международным фондом «Украинские реформы» того же года было создано творческую группу, которая разработала концепцию внедрения Сек. п. в Украине. Концептуальные подходы по ее реализации были положены в «Программу деятельности Кабинета министров Украины», которая в октябре 1995 г. была в основном одобрена Верховной Радой Украины. Постепенно С. п. становится предметом деятельности властных структур, политических партий, общественных организаций в Украине. К весомых нормативных документов, освещающих вопросы становления института Сек. п., следует отнести и Послание к Верховной Рады (февраль 2000 г.) президента государства: «Украина: продвижение в XXI век. Стратегия экономического и социального развития на 2000-2004 годы» и Послания главы государства к парламенту (февраль 2002) «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002 — 2022 годы».

Социальное партнерство. Коллективные переговоры. — М., 1990; Семигин Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире. — М., 1996; Симон В. Всесилие союзов предпринимателей. — М., 1979; Дарендорф Р. Конфликт и сотрудничество // Политология вчера и сегодня. — Вып. 2. — М., 1990; Бутко Н., Мурашко Н. Региональные составляющие социального партнерства // Экономика Украины. — 2001. — № 4; Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния // Новая постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999; Флекснер К. Ф. Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом. — М., 1994; Силенко А. Социальное государство: эволюция идеи, сущность и перспективы становления в современной Украине. — Одесса, 2000; Политологическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. Г. Ю. Семигина. — М., 2003.

Г. Калінічева