Спиноза Бенедикт (Барух) (1632 — 1677)— нидерландский философ — пантеист. Происходил из семьи купца — еврея. За критику методов управления С. был изгнан из еврейской общины Амстердама. Философские взгляды сформировались сначала под влиянием еврейской средневековой философии, в частности Маймонида, Крескоса, а впоследствии взглядов Бруно, рационалистического метода Декарта, философии Гоббса. С. — один из основателей философии религии как специфического типа философских знаний. В его творчестве феномен религии впервые предстает как проблема. Вопреки Декарту и его идеи о три субстанции (Бог, дух, материя). признает только одну субстанцию — «Бога, или Природу», состоящая из множества атрибутов, каждый из которых выражает вечную и бесконечную сущность, существует непременно. Бог и природа едины, но не тождественны. Бог — это имманентная, внутренняя, а не трансцендентная причина всех вещей. Все находится в Боге и в нем движется. Природа — это «все вещи», или «все», а субстанция — единство и необходимость существования в ней. Атрибуты Бога являются одновременно и атрибутами природы. Индивидуальные души и отдельные фрагменты материи для С. только определения; они не вещи, а проявление божественной сути. Всем руководит абсолютная логическая необходимость. Критика Библии, отрицание Бога как личности, стоящей вне природы и над ней, стали основой для оценки мировоззрения С. как материалистического и атеистического. Основой человеческой добродетели считал соблюдение природных законов, а не вымышленных вопреки им норм и правил. Стремление человека к счастью, к собственной выгоде, к удовлетворению своих потребностей — это естественное право, которое вполне отвечает требованиям разума. Добром, за С., не есть все то, что нам кажется полезным, а лишь то, о чем мы наверняка знаем как о том, что является действительно полезным. Понимание собственной полезности непременно приводит человека к необходимости общественной жизни. Человек не может жить особняком. Однако чтобы достичь социальной гармонии, людям, по мнению С., следует научиться укрощать собственные эффекты, подчинять их разуму. Любой эффект может быть ограничен или понижен только другим эффектом, более сильным и противоположным ему. Таким эффектом в общественной жизни людей, за С., может быть страх перед государственной властью. Создавая общий порядок жизни и устанавливая законы, государство ограничивает эффекты отдельных людей, но делает это главным образом путем угроз. С. был сторонником республиканского строя, считая, что сувереном в государстве всегда есть народ. Функции государства сводил к обеспечению естественных прав человека, гармонизации различных интересов, создание благоприятных условий для совместной жизни людей. Существование государства делает возможным разумное согласование общих и частных интересов. Государство — та сфера, где реализуется разум и свобода. Свобода для С. — осознанная, познанная необходимость. Она заключается в способности человека подчинять свои эмоции велению ума, знанию этой необходимости. То есть для С. свобода — это овладение человеком себя, но никак не внешней природы. С. призывает людей ориентироваться в своей жизни не на преходящее, временное, случайное, а на вечное, устойчивое, необходимое, искать и находить в меняющихся чертах мира высокий и вечный образ Бога.

Основные произведения С.: «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье» (1660); «Богословско-политический трактат» (1670); «Этика» (1677).

Беленький Г. С. Спиноза. — М., 1964; Гусев В. /. Западная философия Нового времени. XVII— XVII века. — К., 1998. Кечекьян С. Ф. Этическое мировоззрение Спинозы. — М., 1914; Коников И. А. Материализм Спинозы. — М., 1971; Соколов В. В. Спиноза. — М., 1973.

А. Черний