Универсалы Украинской Центральной Рады — политические обращение программного характера руководства УНР до населения, в которых формулировались важнейшие намерения, а затем реализовывались в конкретных законах.

И Универсал был принят 10 июня 1917 г. как ответ Украинской Центральной Рады на негативное отношение Временного правительства к ее требований, выдвинутых в апреле — мае: предоставление широкой национально-территориальной автономии Украины в составе демократической Российской Республики; обеспечение экономических, политических, культурных прав национальных меньшинств, проживавших в Украине, а также введение прав национальных меньшинств для украинцев, которые проживали за пределами родного края; немедленная организация местных органов власти из представителей всех национальных и социальных групп и тому подобное. Временное правительство, как и весь российский политический и государственный истеблишмент, стремился сохранить Россию единой и неделимой и решительно отказывался признавать право Украины на автономию. Учитывая его позиции, 2 июня совещание членов Совета и Всеукраинского крестьянского съезда приняла обращение к народу, призывая его «организоваться» и приступать к немедленному закладки фундамента автономного строя в Украине. Волна митингов и манифестаций поддержала требования Совета. При этих условиях было обнародовано И Универсал, в котором подчеркивалась сути притязаний молодой украинской демократии к свободе, к права самостоятельно распоряжаться своей жизнью, к созданию путем вселюдного, равного, прямого и тайного голосования Украинских Учредительного собрания, к национально-территориальной автономии в составе России. 1 Универсал провозгласил необходимость выработки собственных законов и самостоятельного подчинения на своих собственных землях. Универсал содержал одну из основных требований Украины: «…чтобы Российское правітельство прилюдно отдельным актом заявило, что оно не стоит против национальной воли Украины, против права нашего народа на автономию». Универсал сообщал, поскольку Центральный Российское правительство отвергло домогательства Центральной Рады, то она была вынуждена взять свою судьбу в свои собственные руки, чтобы защитить край от анархии и руины. Совет призвал все села, волости и города организовать свою собственную власть и подчиниться Центральной Раде, приняв во внимание права и интересы национальных меньшинств. «В городах и тех местах, где украинская народность живет в суміж с другими национальностями, — говорилось в Универсале, — приписуєм нашим гражданам немедленно прийти к согласию и взаимопониманию с демократией тех национальностей и вместе с ними приступить к подготовке новой правильной жизни». Кроме того, Центральная Рада выразила надежду, что «народы неукраинские, что живут в нашей земле, также заботиться о порядок и спокойствие в нашем крае и в это тяжелое время общегосударственного беспорядка дружно, единодушно с нами станут к труду у организации автономии Украины».

II Универсал Украинской Центральной Рады был принят 3 июля 1917 г. как следствие переговоров между руководством Совета и четырех министров Временного правительства — А. Керенским, Н. Терещенко, Г. Церетели и Н. Некрасовым в Киеве. Для нормализации отношений между Центральной Радой и Временным правительством Генеральный секретариат подготовил «Устав Высшего Управления Украины». Однако Временное правительство не утвердило его и выдал взамен «Временную инструкцию для Генерального секретариата», которая значительно ограничивала права украинской автономии. Однако в результате переговоров центр вынужден был пойти на некоторые уступки относительно автономии Украины. Во II Универсале было официально заявлено, что Временное правительство протягивает руку представителям украинской демократии и призывает в согласии с ним творить новую жизнь Украины на добро всей революционной России. Украинская Центральная Рада в связи с этим обратилась ко всем гражданам Украины с планом собственных действий на ближайшее время пополнить состав Совета представителями других народов, проживающих в Украине, от их революционных организаций; выделить из своего состава отдельного ответственного перед ней орган — Генеральный секретариат как носителя высшей краевой власти в Украине, состав которого утверждается Временным правительством по согласованию с Советом; в согласии с национальными меньшинствами Украины подготовить проекты законов об автономном устройстве Украины для внесения их на утверждение Учредительного собрания. Относительно комплектования воинских частей, то во II Универсале отмечалось, что для этого Украинская Центральная Рада будет иметь своих представителей при кабинете военного министра, Генеральнім штабе и Верховном Главнокомандующем с тем, что они будут участвовать в деле украинизации войска без нарушения боеспособности армии. II Универсал провозгласил, что Совет откладывает осуществление автономии в названных сборов и решительно отвергает любые самовольные шаги для ее достижения.

III Универсал был обнародован 7 ноября 1917 г. Это была реакция Украинской Центральной Рады на октябрьские события в Петрограде. Падение Временного правительства дало толчок процессу распада бывшей Российской империи на ряд государственных образований. Характерной чертой политической жизни России в конце 1917 г. стало создание правительств и провозглашение ими отдельных государственных образований на ее территории (правительства Дона и Кубани, Закавказский комиссариат, Временный Терско-Дагестанский правительство, правительство Соединенных штатов Волги-Урала, правительство Аласької автономии, Сибирская областная дума, Крымскотатарское национальное правительство). Поэтому логичным стало провозглашение Советом в III Универсале Украины Народной Республикой в федеративном связи с Русским государством. Свержение центрального правительства исторически поставило Украинскую Центральную Раду перед необходимостью взять государственную власть в Украине в свои руки. Однако даже и при таких условиях речь не шла об отделении от Российской Федерации, наоборот, утверждалась необходимость в ее сохранности и единства, ее стремление стать «федерацией равных и свободных народов». Провозглашая себя высшим органом государственной власти в Украине, Украинская Центральная Рада считала себя временным органом до созыва Учредительного собрания не всероссийского, а Украины. Временное правительство подчеркивало, что государственность Украины на тот момент возникла как естественная реакция на распад центральной власти Российской империи, как средство предотвратить внутренний «междоусобицы, разные, упадка». Выдающимися демократическими принципами, которые были провозглашены Временным правительством, стали: отмена собственности на помещичьи, удельные, монастырские, кабинетные и церковные земли, то есть провозглашение социализации земли; введение 8-часового рабочего дня; отмена смертной казни и амнистия политическим заключенным; расширение местного самоуправления; провозглашение свободы слова, печати, веры, собраний, союзов, забастовок, неприкосновенности личности и жилья; введение государственного контроля над продукцией промышленности; скорейшее достижение мира. Временное правительство и определил программу деятельности в сфере межнациональных отношений. «Украинский народ, — говорится в нем, — сам долгие годы боровшися за свою национальную свободу и сейчас ее получив, будет твердо охранять свободу национального развития всех народностей». Этим законодательным актом Центральная Рада, во-первых, предоставляла великоруському, еврейскому, польскому и другим народам, которые проживали в Украине, национально-персональную автономию для обеспечения им права и свободы самоуправления в делах их национальной жизни. Во-вторых, Генеральному секретариату (министерству) национальных (международных) дел было поручено в ближайшее время подготовить законопроект о национально-персональной автономии. Универсал провозглашал 27 декабря днем выборов в украинское Учредительное собрание, а 9 января — днем их созыва.

IV Универсал Украинской Центральной Рады был датирован 9 января 1918. (на самом деле выдано 11 января). Качественное изменение политической ситуации в Советской России, была обусловлена розпущенням Учредительного собрания, повлекла постановление и обусловила содержание IV Универсала, в котором провозглашалась самостоятельность и независимость Украинской Народной Республики, которая хочет жить в мире и дружбе со всеми соседями. IV Универсал отмечал: «Четыре года лютой войны обессилили наш край и население. Фабрики товаров не производят. Заводы останавливаются. Железной дороги расшатаны. Деньги в цене падают. Хлеба уменьшаются. Наступает голод. По краю расплодились толпы грабителей и воров, особенно когда с фронта двинуло войска, оказав кровавую резню, мятеж и разруху на нашей земле». Источником власти, за IV Универсалом, есть народ Украины (то есть здесь проведен принцип народного суверенитета), исполнительным органом — Совет Народных Комиссаров, что заступает Генеральный секретариат, — становится государственным органом Украинской Народной Республики, который образуется Центральным Советом и подотчетен только ей. В Универсале очерчены задачи, которые стоят перед руководящими органами УНР: твердая и решительная борьба с большевиками; достижение мирного соглашения в Брест-Литовске; переизбрание волостных и уездных народных советов, городских дум; социализация и передача земли трудовому народу без выкупа, а лесов, вод и недр — для подчинения Совету Министров УНР; перевод всех фабрик и заводов из военного к мирному состоянию, увеличение продукции народного потребления; прибрання к рукам важнейших отраслей торговли; монополизация железной, угольной, табачной промышленности; установление государственно-народного контроля над всеми банками; борьба с безработицей; право национальным меньшинствам на национально-персональную автономию; созыв украинского Учредительного собрания; принятие Конституции независимой УНР.

Конституционные акты Украины. 1917 — 1920. Неизвестные конституции Украины. — К., 1992; Национальные отношения в Украине в XX в.: 36. док. и материалов. — К., 1994.

А. Антонюк