Фашизм (от лат. fascio — пучок, связка, объединение) — идейно-политическое течение, сформировавшаяся в 1919. на базе слияния концепта нации как высшей и вечной реальности и догматического принципа справедливости. Этот экстремистское политическое движение базируется на единстве нации на основе общности крови, расы, объединенной в одно государство.

Идеология фашизма направлена против идеализма и либерализма, абстрактных демократических ценностей, ассоциативных проявлений.

В отличие от национализма, расизма или шовинизма фашизм (например, в итальянской версии) на первых этапах своего существования пытался совместить подъем национального величия (возрождение исторического значения Рима) с политической демагогией псевдосоциалистического типа.

Некоторое время концепция исключительной роли государства по отношению к нации и социальной общности определяла в середине XX века. развитие общественно-политической жизни во многих европейских странах (Италии, Германии, Испании, Венгрии, Румынии, Словакии и др.), Японии и др.

По методам политическая доктрина национал-социализма (А. Гитлер, А. Розенберг) и фашизма (Д. Джентиле, А. Рокко, Бы. Муссолини) была близка к большевизму. В общих характерных черт этих доктрин относятся: 1) установление однопартийной системы, единовластия одной партии; 2) строительство тоталитарного государства (политическая диктатура, сращивание партаппарата с госаппаратом, принудительная регламентирована труд, безальтернативность принятия политических решений); 3) унификация всей общественной жизни, единство всех общественных объединений; 4) авторитарный способ мышления, господство идеологии, идеологизация всей общественной жизни, крайняя его политизация.

Аналогичные подходы можно увидеть и в японских национал-социалистов, лидером которых считают Икки Кита, который написал «План реконструкции Японии» (1919), согласно которому экспансия Японии в регионе толковалась как освобождение Азии от «белого империализма». Так же, как в Германии и Италии, японская версия национал-социализма містифікувала японские духовные традиции, в частности идею почитания императорской власти, которая происходит от потомка богини Солнца Аматэрасу — великого Дзимму.

Содержательный анализ концептуальных основ национал-социализма и фашизма дает основания характеризовать его как открытую террористическую диктатуру реакционных шовинистических, империалистических элементов финансово-промышленного капитала.

Одновременно следует отметить, что фашизм среди разновидностей тоталитаризма был не самой сильной формой общественно-политической организации.

Сосредоточение на чисто национальном и этнокультурном аспектах, етатизациею (огосударствлении) общественной жизни не дало возможности окончательно атомізувати гражданское общество, вследствие чего после военного или политического краха фашизма переход к демократизации общественной жизни происходил быстрее, чем в странах, переживших еврейско-большевистские политические эксперименты.

В современных условиях фашизм основном имеет форму неофашизма. В основе неофашизма — идеи «патриотизма», «народного грунта» — лежит «естественное государство» с «беспощадным правительством».

Выделяют такие современные идейные разновидности фашизма: неонацизм (основывается на принципе расовой чистоты и идеи сверхчеловека); национал-либерализм (те же идеи боговибраності и этнического гегемонизма, но с определенной «толерантностью» к буржуазных ценностей); неофашизм (отсутствует этническом мессианстве, но культивируется крайняя нетерпимость к инакомыслящим).

Неофашистские организации, которые объединены во Всемирный союз нацистов (резиденция — в США), действуют в 80 странах мира (больше всего их в Европе, Америке и странах Азии).

Желев Ы. С. Фашизм: тоталитарное государство. — М., 1991; Кочубей Б. Психологические и социальные аспекты тотального равенства // Психол. журн. — 1989. — Т. 10 N° 6; Arendt X. The Originis of Totalitarism. — N. Y., 1973.

В. Бебик