Цивилизация политическая — состоит из полиэтнического населения, которое живет на отдельной территории и образует государство. Может существовать некоторое время в переддержавному состоянии, но как суррогат политической нации. Ц. п. существует много в мире, самая известная (классическая) — США. Как правило, формируются цивилизации — государства, которые могут включать как несколько этносов, так и часть этноса, например, арабы образовали несколько цивилизаций — государств, то же самое можно сказать о славян и германцев.

В современной науке все более утверждается тезис, что каждая нация — это отдельная, уникальная цивилизация. Нации — цивилизации бывают разными — этнические, политические, интернациональные (перед тем, как стать политическими). В обществоведении постепенно сформировались две модели нации — цивилизации: гражданско-территориальная и этническая. Гражданско-территориальная модель формирования наций-цивилизаций в основу кладет гражданство и территорию. Этническая модель отдает предпочтение этносу, языку, культуре этноса.

Нации — цивилизации развиваются не одинаково: одни проходят путь от этничности к политичности (немцы, итальянцы, украинцы, болгары), другие — от политичности к этничности (французы, англичане, русские, испанцы, бразильцы, США). Во втором случае политическая нация формируется не сама собой, спонтанно, а усилиями титульной (коренной) нации, которая втягивает в орбиту своих национальных интересов политически зависимы от нее этносы (в США и Бразилии титульными этносами стали не коренные народы, а переселенцы из Великобритании и Португалии). Путь от политичности к этничности нации может иметь разную продолжительность и форму, что зависит от конкретно-исторических условий и национального духа народа.

В процессе перехода от этапа политичности до состояния этничности каждая нация творит очаговую, региональную цивилизацию, которая является частью субрегиональной и мировой цивилизации. Нация, которая не стала очаговой, региональной цивилизацией, обречена на историческую смерть, оставление арены истории.

Сейчас «русский человек» (как гражданин Украины, часть украинской политической нации) тоже живет в чрезвычайно шатком и унылому социальном времени, зажата между «вчера» и «завтра», между европейской и евразийской цивилизациями (объединенная Европа и Россия). Эта аморфность, неостаточність и текучесть времени, безвременья и межицивілізаційності не может не сказаться на формировании личностной и массовой стратегии жизни, но формирование украинской нации-цивилизации происходит, хотя и слишком медленно.

М. Михальченко