ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ (от англ. public rilations — связи с общественностью) — особое направление деятельности гос. органов, корпораций, полет, и других организаций, связанный с формированием благоприятного общественного мнения о себе. П. г. — это функция управления, подчиненная налаживанию и постоянной поддержке взаимопонимания, доброжелательности и взаимовыгодных связей между организацией и различными группами общественности, от которых зависит успех ее функционирования.

Как функция управления П. г. охватывает: определение приоритетных для конкретной организации групп общественности; прогнозирование, анализ и интерпретацию общественного мнения, что может положительно или отрицательно повлиять на планы организации; предоставление консультаций руководству организации при принятии решений, имеющих социальные последствия; интерпретацию политики организации и информирования общественности о ее деятельности; управление процессом преодоления кризисных ситуаций или разрешению конфликтов с целью сохранения положительного имиджа организации; планирование и реализацию кратко — и долгосрочных программ формирования благоприятной для организации общественного мнения и тому подобное.

Наук, основой П. г. есть заг. и прикладные теории психологии, социальной психологии, социологии, политологии, экономики, юриспруденции, этики и менеджмента, в том числе психологии делового общения, массовой и межличностной коммуникации.

Для П. г. особое значение имеет искусство связей с определенными целевыми группами общественности (внутри и вне организации). С этой целью наука П. г, предоставляет субъекту деятельности методики, дают возможность собирать разнообразную информацию о установки, предпочтения и общественное мнение социальных групп, а также целенаправленно влиять (используя средства массовой информации, технику коммуникации) на разные аудитории публики.

Способствуя достижению взаимопонимания между организацией и широкой общественностью, П. г. помогает различным ин-там плюралистическому обществу принимать взвешенные решения, действовать более эффективно на пользу общих интересов. Как особая информационно-коммуникативная система П. г. призван обеспечивать гармонизацию частной и сусп.. деятельности, служить налаживанию доброжелательных отношений отдельных организаций с социальной средой.

Свое інституціальне оформление П. г получил в виде подразделений управления отдельных организаций и учреждений, самостоятельных консультативных фирм. Более чем в 60 странах функционируют нац. и отраслевые профессиональные товарищества П,г. В 1955 г. образован Междунар. ассоциации паблик рилейшнз (IPRА), объединяющей специалистов из около 70 стран мира. Особого значения профессиональные ассоциации П. г. придают вопросам этики поведения специалистов этой сферы. В 1961 г.

IPRA приняла «Кодекс профессионального поведения», который впоследствии нашел свое продолжение в «Афинском кодексе» 1965 г. Свои «кодексы чести» имеют над. и региональные организации П. г. В частности, Европейская конфедерация П. г. в 1978 г. утвердила свой кодекс профессионального поведения («Лиссабонский кодекс»).