Этничность — совокупность характерных черт материальной и духовной культуры, отличающих одну этническую группу от другой. Основателями теории этничности считаются французский философ, историк Е. Ренан и «австромарксисти» К. Реннер и О. Бауэр, которые в конце XIX — начале XX века. начали суб’єктивістський направление нациологии, то есть психологические концепции нации. Наибольшую роль в становлении современных концепций этничности сыграли их идеи: «нация — большая группа людей, объединенных духовным принципом, большой солидарностью и моральным сознанием; мифологизирована национальное самосознание и историческая память народа — один из основных нацио — и етноутворюючих факторов» (Е. Ренан); «нация — совокупность людей, общностью судьбы соединенных в общность характера» (О. Бауэр); австрийский ученый обосновал определяющую роль национального чувства в бытии человека, о наследственной передаче многих этнических признаков. За К. Реннером, нация является социально-психологической общностью — «союзом людей, одинаково думают и говорят», «культурная группа, не связанная с землей»; этническая идентификация индивидов, по его мнению, — главная причина образования нации.

В научный обиход термин «Э» ввел американский ученый Д. Рісмен в 1953 г. Вслед за ним понятие и концепцию Е. разрабатывали Н. Глейзер и Д. Мойнихэн в 60-х годах. Особенно ценной является работа этих авторов «Этничность: теория и опыт», появившейся в 1975 г. на основе анализа расовых и национальных движений в США. Этническая принадлежность в ней рассматривается как более фундаментальная сравнению с другими социальными измерениями человеческого бытия.

В науке термин «Э» начали активно использовать с начала 70-х годов XX века. в связи с активизацией этнических процессов в мире, увеличением полиэтничности государств, обострением межэтнических отношений не только в странах «третьего мира», но и в индустриально развитых странах Запада. Это повлекло возникновение многих теорий этничности, объясняющих природу и сущность «этничности», этнической идентичности.

Носителями Е. есть язык, культура (прежде всего такие ее компоненты, для которых свойственны традиционность и устойчивость), психика, обычаи, обряды, народное искусство, религия, нормы поведения и тому подобное.

Качественные этнические характеристики человека или группы людей проявляются в быту, культуре, поведении и вообще в ментальности, которые и выделяют их среди других.

В современной научной и справочной литературе интерпретации понятия Е., как и сущность этого явления, не являются однозначными и общепринятыми. Распространены такие варианты использования понятия «Э»: а) как аналога дефиниции этническая группа, национальное меньшинство; б) как понятие, которым обозначают культурное своеобразие, етнопсихологічну самобытность группы людей; в) как синоним этнического или национального самосознания, самоидентификации индивидов и групп.

Выполняя функции объединения и размежевания этносов, Е. предстает как результат совместной исторической практики нескольких поколений людей, воплощенной в специфических материальных и духовных атрибутах этой общности и зафиксированной в сознании ее членов.

Этнические явления тесно связаны с социально-экономическими факторами, которыми они в конечном счете и обусловлены.

Вилков В. Ю. Концепции этничности: идейно-теоретические предпосылки, сущность и типология // Вестник Киевск. нац. у-ту ім. Т. Шевченко. — 2003. — № 59-61; Картунов А. В. Вступление к этнополитологии: Наук.-учеб. пособ. — К., 1999.

А. Антонюк