Этногосудаствоведение — относительно самостоятельное направление в державознавстві как правовой науке, предметом анализа которого является участие наций и народов в процессах создания государства, освобождения от чужого господства на началах права на самоопределение. Е. — такой подход к изучению национально-политических движений и процессов, в основе которых находится государственная идея, стремление того или иного народа утвердить себя как самостоятельное, независимое государство, опираясь на исторические национальные традиции государственности и национальные идеалы свободы, добра и справедливости.

Термин «Э» введен в научный обиход сравнительно недавно и воспринимается научным сообществом неоднозначно. Главный упрек, что его высказывают оппоненты этого направления теоретико-политологических исследований, заключается в том, что корень этого слова «этно» достаточно красноречиво намекает на этническую исключительность или доминанту определенного этноса относительно государственности. Следовательно, будто проводится этническая демаркация между этносами, одни из которых имеют привилегированное право на собственную (этнически «чистую») государственность, тогда как все остальные попадают в разряд второстепенных категорий. Еще один упрек заключается в том, что Е. непосредственно ассоциируется с такими негативными проявлениями етніцизму, как этнократия — власть одной этнической группы над другими, которая передается по этнической принадлежности и соответствующими признаками.

Однако такие обвинения, хотя отчасти и справедливы, но не совсем корректны. Если исходить из определения этноса как особого вида общности людей, которая образовалась исторически, характеристиками которого являются язык, обычаи, обряды, нормы поведения, религия и самосознание, а государство рассматривать как способ политико — юридического самоорганизации нации, то Е. следует трактовать как теорию, объединяющую этнонациональный и государственно подходы, в единой системе координат. Предметом Е. есть изменения, происходящие в политико — правовой сфере этнического бытия, в результате которых этносы — нации и народы превращаются из объекта этно — и геополитики на его полноправный субъект. Предметом Е. является изучение тенденций и закономерностей становления, формирования и развития процессов путем национального самоопределения, опираясь на соответствующий принцип международного права. Как научное направление, образовавшееся на грани таких наук, как этнология и етнополітологія, Е. исследует этническую сферу прежде всего под углом зрения этнических и национальных прав и свобод, которые реализуются в определенный образ государственности — от автономных образований до суверенных государств. Особый акцент Е. делает на трансформационных процессах этнополитического развития, когда зависимые и подчиненные нации и народы становятся независимыми и самостоятельными субъектами международного права. Речь идет о политико — правовой анализ изменения в статусе этносов, благодаря которым они из этнического меньшинства превращаются в титульные этносы, таким образом формируя етнополітичний организм на новом этнонациональной почве. До предметного круга Е. нужно также причислить изучения социально-политических механизмов и идейно-теоретических основ национально-освободительных движений, целью которых является достижение национальной свободы и политической независимости для конкретного народа. Важным участком Е. является изучение места и роли этнонациональных элит в процессах национального самоопределения, ведь без наличия сильной и консолидированной национальной идеи элиты достичь желаемой цели невозможно. В этом аспекте Е. подход больше ориентирован на исследование национальных и патриотических идей и идеологий, включая и такие, как национализм. Несмотря на то, что идейные основы государства на национальном фунте — общий объект для многих общественно-гуманитарных наук, лишь Е. рассматривает націотворчі процессы в единстве исторического, правового, этнологического и политологического знания. Учитывая это предмет Е. можно определить как исследование сферы реализации (и попыток такой реализации) национальной идеи на определенном этапе инонационального становления и развития в форме политико — правовой системы — государственности.

Как научное направление Е. выстраивает собственную методологию исследования путем синтеза различных теоретических принципов и подходов анализа. Кроме философских и общенаучных принципов познания, среди которых — принципы системного и структурно-функционального анализа, синергетики и др, Ое. располагает рядом методов, которые являются специфическими для отраслей наук, непосредственно изучающих этнонациональные явления и процессы, такие как етнополітологія и этнология. К таким методам следует отнести: «метод державології» (Г. Лащенко, Ю. Рымаренко), «історіологічний» (Карев, И. Варзар), «модернизационного вызова» (В. Горбатенко, А. Майборода), «етнокомунікативний» (А. Картунов), «нациогенеза» (Я. Дашкевич, И. Онищенко), «етносоціоніки» (В. Ночник), «етноконфліктології» (А. Мар — ховська) и др. К специфическим методам Е. относятся: методы «государственного приоритета», «геополитического влияния», «международной конъюнктуры» и др.

Кроме методов теоретического анализа, Ое. опирается на определенные принципы анализа, среди которых ведущими являются: «право наций на самоопределение», «территориальной целостности стран» и др. В методологическом плане Е. важную роль играют закономерности, среди которых: «закон неравномерного развития народов» (Т. Нарин, И. Уоллерстайн), «железный закон этничности» (В. Самнер), «цепной реакции»» и «циклического характера этнополитического развития» (А. Картунов). Важную эвристическую роль играют и определенные тенденции, тесно связанные с етнодержавотворенням: «политизация этничности» (Дж. Ротшильд), «дезинтеграция колониальных империй» и «суверенизация етнічностей» и тому подобное.

Следовательно, Е. — это направление научных исследований, где сочетаются этнические, политические и правовые аспекты становления и развития национальных государств как этнополитических организмов — субъектов международного права, а также изучение трансформаций внутри самих государств с учетом национальных, территориальных, региональных и др факторов, которые влияют на формирование национально-государственного устройства страны.

Бочковский А. Вступление в нациологии: Курс лекций. — Мюнхен, 1992; Варзар /. Политическая этнология как наука. — К., 1994; Маритен Ж. Нация, политическое общество, государство, консерватизм. — К., 1998; Нация и государство. Теоретико-методологический и концептуальный анализ: В 2 кн. / За ред. Ю. Римаренко. — К., 1997; Основы етндержавознавства / под ред. Ю. Римаренко. — К., 1997; Картунов А. Вступление в етнополітологи. — К., 1999; Кафрский В. Нация и государство. Культура, идеология, духовность. — Ивано-Франковск, 1999; Рымаренко Ю. /., Шкляр 77. Есть, Рымаренко С. Ю. Этногосудаствоведение. Теоретико-методологические основы. — К., 2001.

Л. Шкляр