ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Водный транспорт — вид транспорта, осуществляющий
перевозки пассажиров и грузов по рекам, озерам, каналам, вдоль морских побережий
а также в трансокеанских рейсах.

Водные
пути.
По пути
рекам и озерам существенно облегчали исследование и освоение почти всех
континентов; и по сей день они продолжают служить как для путешествий, так и в
коммерческих целях. Хотя в разных странах требования к судоходству различные, для
пропуска судов необходима глубина не менее 1,2 м. Стоимость создания и
эксплуатации водных путей долгое время была предметом дискуссии инженеров,
экономистов и политиков. Транспортировка по воде медленнее, но дешевле, чем
железной дороге или на автомобилях, если не включать стоимость поддержания водного
маршрута в себестоимость транспортировки. Именно необходимость периодических
дноуглубительных и других гидротехнических работ дает предпочтение наземным видам
транспорта. Но и с учетом этого само по воде лучше всего перевозить большие
партии сырьевых грузов, таких, как уголь или нефть, руда или зерно.
Основными водными путями являются европейские реки; это обусловлено удобством
коммуникаций и высокой плотностью населения в Европе. Рейн, Дунай и Волга
используются уже много столетий. В низменной полосе Центральной Европы по
рекам и каналам перевозят больше грузов, чем автомобильным и железнодорожным
транспортом. Разветвленная сеть каналов объединяет здесь реки в единую водную
транспортную систему. Построены каналы, которые позволяют океанским судам
заходить в такие порты, как Антверпен и Роттердам. В Европе перевозят водным путем
главным образом крупные партии тяжелой и об’ємистої сырья.

К важных водных путей в других
частях мира относятся реки Амазонка в Южной Америке, Нил в Африке,
Янцзы в Азии. США имеют в своем распоряжении широкую речную сеть, которая
обеспечивает много судоходных маршрутов. США и Канада имеют на Больших озерах
больше всего в мире судоходство. От Новой Англии до Флориды
pp. Коннектикут, Гудзон, Делавэр, Потомак, Джеме,
Саванна, а также заливы Делавэр, Чесапик и другие обеспечивают речную и
прибрежную навигацию. На Тихоокеанском побережье современные порты оборудованы в
заливе Сан-Франциско, а также на реках Сакраменто, Колумбия и Уілламетт, в
заливе Пьюджет-Саунд и его речных бухтах. Однако более половины грузооборота
по внутренних водных маршрутах США приходится на бассейн Миссисипи и Великие озера.
Значение Великих озер для транспорта возросло после завершения строительства в
1959 г. морских судоходных путей по реке. Св.Лаврентия, что позволило крупным
судам выходить из озер в Атлантический океан. Сеть каналов в штатах Нью-Йорк
и Иллинойс, а также Береговой канал, что идет параллельно побережью Атлантического
океана и Мексиканского залива, существенно увеличивают длину американских водных
путей.

Океанские
маршруты.
Современные
маршруты океанских лайнеров стремятся прокладывать по дугам большого круга земного
пули, которые проходят через точки отправления и прибытия. Так, хоть Йокогама
находится почти на одной параллели с Сан-Франциско, кратчайший маршрут по
дуге большого круга проходит севернее, вблизи Алеутских островов.
Кратчайшее расстояние от Нью-Йорка до Ливерпуля (Англия) проходит вблизи
Большой Ньюфаундлендської банки. В наши дни существует семь главных океанских
маршрутов.

1. Наиболее оживленный
североатлантический маршрут связывает порты Атлантического побережья Америки от
Канады до Флориды с портами Западной Европы.

2.
Второй
по загруженности маршрут проходит через Суэцкий канал. Здесь сходятся пути
из Европы, с Атлантического побережья Северной и Центральной Америки в Восточную
Африку, Индию и другие страны Южной и Юго-Восточной Азии. Кратчайший
путь из Европы в Австралию, Китай и Японию проходит также через Суэцкий канал;
однако маршруты в эту часть земного шара с восточного побережья США и из стран
Карибского бассейна короче через Панамский канал. До сих пор много грузовых маршрутов
между Западной Европой и Австралией проходят вокруг мыса Доброй Надежды. Путь
через Суэцкий канал на 1600 км короче, но за высокую плату прохода по
канала более длинный путь обходится дешевле. Кроме того, крупнейшие судна не
могут пройти Суэцким каналом.

3.
Третье
место по загруженности занимает маршрут через Панамский канал. Этот маршрут
заметно сокращает путь из портов восточного побережья США и стран Западной Европы
на западное побережье Северной и Южной Америк. Из Нью-Йорка в
Сан-Франциско через Магелланов пролив расстояние 21 134 км, а через Панамский
канал — 8467 км. Из Нью-Йорка в Вальпараисо в Чили через Магелланов пролив —
13 483 км, а через Панамский канал — 7020 км. Расстояние от Ливерпуля до Вальпараисо
через канал короче на 2478 км. Линия равных расстояний от Нью-Йорка через
Суэцкий и Панамский каналы проходит вблизи Гонконга и Манилы, а от Англии
— дальше на восток, Австралию и Японию. Таким образом, маршруты через Суэцкий
канал из Европы до всех азиатских стран и Австралии короче.

4.
Западноафриканские
маршруты связывают атлантические порты Европы и обеих Америк с западным и
юго-восточным побережьем Африки. Это короткий путь из атлантических берегов
Северной и Южной Америк, а также севера и запада Европы в Австралию и
Новую Зеландию. По этому же маршруту идут и супертанкеры с нефтью из стран
Среднего Востока в Европу.

5.
Южноамериканские
маршруты соединяют Европу и Атлантическое побережье США с Бразилией, Уругваем и
Аргентиной. Значимость этого маршрута растет из-за увеличения грузооборота с
этими южноамериканскими странами.

6.
Маршруты
по северной части Тихого океана связывают Тихоокеанское побережье США и
Канады с Японией и Китаем. Большинство этих маршрутов проложена по дуге большого
круга и проходит вблизи Алеутских островов, но некоторые пассажирские и грузовые
суда заходят в Гонолулу, что увеличивает путь, например, от Сан-Франциско до
Йокогаму на 1600 км.

7.
В
южной части Тихого океана для США представляют интерес два маршрута:
один — через Гонолулу, Самоа и о-ва Фиджи, а другой — через Таити и острова
Общества. Оба маршруты связывают Тихоокеанское побережье США с Новой
Зеландией и Австралией, а также — через Панамский канал — североатлантические
страны с Австралией и островами южной части Тихого океана.

Типы судов. Большинство судов
проектируется в соответствии с требованиями навигации и под определенный тип груза. Некоторые
речные суда предназначены только для пассажиров, больше судов используется
для перевозки пассажиров и грузов (грузопассажирские), но основная масса
судов специализируется на перевозке грузов. Существует 4 основных типа морских
судов: 1) грузовые суда (сухогрузные, наливные, комбинированные и др), которые выполняют
отдельные заказы или работают на регулярных маршрутах; 2) грузопассажирские
судна; 3) быстроходные пассажирские лайнеры, имеющие два или три класса для
пассажиров, а также почтовое и багажное отделение; 4) небольшое количество
комфортабельных скоростных судов, рассчитанных только на пассажиров и почту.