II СЕМЕСТР (71 Ч)
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ БАГАТОЦИФРОВИХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЦИФРОВІ
19/2. ТЕМА: ДЕЛЕНИЕ БАГАТОЦИФРОВИХ ЧИСЕЛ С ОСТАЧЕЮ НА 10, 100, 1000. ЗАДАЧИ НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ (741-750)
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: ОЗНАКОМИТЬ С ДЕЛЕНИЕМ БАГАТОЦИФРОВИХ ЧИСЕЛ С ОСТАЧЕЮ НА 10, 100, 1000; ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЕ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ
I. Проверка домашнего задания
Фронтально заслушать ответ и объяснение выбора действий в решении задачи 740. Упражнение 739 — найти разницу значений выражений первого столбика. Объяснить порядок действий в выражениях последнего столбика.
II. Актуализация и коррекция опорных знаний учащихся
1. Задания для опроса.
1) Сравнить выражения: 5 км 250 м ∙ 4 и 61 км 456 м : 8.
2) Задача. От двух пристаней, расстояние между которыми 96 км, одновременно навстречу друг другу вышли два теплохода. Один шел со скоростью 26 км/ч, а второй — 22 км/час. Через сколько часов теплоходы встретились? Составить обратные задачи.
2. Устные вычисления.
1) Вычислить:
(320 + 430) : 10 ∙ 100 — 1000;
(280 + 310 ) : 10 ∙ 100 — 100;
(940 — 300) : 10 ∙ 100 — 320.
2) Упражнение 741.
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель сообщает, что на уроке дети будут делить много — цифровые числа с остачею на 10, 100, 1000 и решать задачи.
IV. Изучение нового материала
1. Предложить найти значение выражения 85 : 10 с объяснением. Ближайшее число до 85, которое делится на 10 без остатка, это 80. 80 разделить на 10, будет 8. 85 — 80 = 5, том 85 : 10 = 8 (ост. 5).
2. Упражнение 742. Сделать вывод: при делении числа на 10 единицы делимого составят остаток, а число, записанное остальными цифрами, — долю. Сопоставить количество нулей делителя с количеством цифр остатка. Сделать вывод.
3. Комментируемое вычисления выражений упражнения 743.
V. Повторение и закрепление изученного материала
1. Задача 745. Дополнив указанием, что норма высева одинаковая, задачу можно решить способом отношений.
2. Задача 746. Проанализировать вопрос, составить план, записать решение на доске, в тетрадях.
3. Задачу 747 решить под руководством учителя.
4. Самостоятельная работа с упражнением 744. Более сильные ученики решают задачу 748*. (16 лет — это дважды по столько, сколько лет мальчику теперь).
VI. Итог урока
Вычислить: 4368 : 10; 35 206 : 100; 5432 : 1000. Чему научились на уроке? Что узнали нового?