РАЗДЕЛ 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Лекция 7.
ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА

 

7.1 Рациональный режим работы

 

Профессор П. Т.
Приходько (1965) ссылается на русского физиолога Введенского, который
определил ряд условий организации умственного труда, обеспечивающие ее высокую
производительность. Эти разработки не потеряли значения и сегодня.

Очень важно входить
в работу постепенно, работать ритмично, без рывков. Привычную работу выполнять
последовательно, этап за этапом систематически. Нужно правильно чередовать периоды
работы и отдыха. Уделять внимание регулярной тренировке и упражнениям со своей
специальности, развивающий природные дарования и помогает приобретению определенных
полезных навыков и приемов трудовой деятельности.

Кроме Введенского,
режим работы научных работников изучали и совершенствовали целый ряд известных
клиницистов, физиологов, гигиенистов, что и позволило сформировать основные
положение относительно умственного труда.

У большинства людей
интенсивность мыслительных процессов повышается с утренних часов и до полудня,
достигая в это время своего максимума. Затем постепенно, в 17 часов,
происходит снижение творческой способности. После обеденного перерыва и отдыха
творческая активность снова возрастает, примерно с 19 до 21 часа, после чего наступает
спад энергии и возникает необходимость полного отдыха. Эта особенность творческой
работы отражено даже в пословицах. Например, «Утро вечера мудренее»
— российской; «Одна утренняя час стоит (лучше) двух вечерних» —
английском. Поэтому целесообразно начальный период рабочего дня использовать для
наиболее трудоемких теоретических работ, анализа и обобщения фактических
материалов, наиболее точных измерений и т.п.

Без срочной
необходимости не стоит злоупотреблять работой в ночные часы, превращая ночь на
день. Работа в ночные часы менее продуктивный в творческом отношении, чем дневная.

Если же человек работает
бессистемно, нецеленаправленно, без достаточного напряжения, у нее быстро появляется
усталость. При умелом распределении умственного труда можно не только добиться выполнения
большой по объему работы, но и сохранить продуктивную творческую работу на долгие
годы, даже на всю жизнь. Устают часто не от того, что много работают,
а от того, что работают нечетко.

Научно-исследовательская
работа, как и любая другая, требует определенного срока времени для
«вхождение» в нее. Этот срок зависит от индивидуальных
особенностей работника. Одном на вхождение нужно несколько минут — и он уже
с головой окунулся в выполнение того или иного задания. Другом для этого
нужно значительно больше времени. Долговременные перерывы в творческой работе нарушают
привычный ритм и снижают эффективность. Нужно экономно тратить время,
отведенное на выполнение определенных исследований.

Целесообразно в конце
рабочего дня, а также рабочей недели подводить итоги сделанному, анализировать
удачи и неудачи, качество выполненной работы.