8 КЛАСС
II семестр
Тема. Музыка в диалоге с современностью
Урок 31
Тема урока. Музыкальный жанр. Концерт. Слушание. И ч. И Концерта для фортепиано с оркестром. П. Чайковского.
Главные ступени лада Т. S. Д. Разучивание песни „Родина” А. Злотника
Цель урока: углубить знания учеников о такой жанр в музыке как концерт; развивать музыкально-ритмический слух, музыкальную память; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, портрет П. Чайковского.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки и объяснение нового материала.
— Сколько ступеней имеет мажорный или минорный лад?
— Назовите устойчивые ступени.
(I, III, V неустойчивые II, IV, VI, VII).
— Что образуют устойчивые ступени?
(Тоническое трезвучие, по которым мы определяем лад и тональность. Но есть еще и главные ступени — это I, IV, V. Они имеют такие названия: I — тоника (Т), IV — субдомінанта (S), V — доминанта (Д).
(Так, в до мажоре это будут до, фа, соль).
— Рассмотрим на упражнение и подберем гармонию к основной мелодии.
— Определите тональность. (Настройка).
(До мажор).
— Из каких звуков состоит И такт?
(До, ми. Итак, это будет Т).
— II такт (- фа, ля), это ступени субдоминанты — S, а III такт (соль, фа) — Д и опять Т.
Вот послушайте, я сыграю вам с гармонией это упражнение.
III. Разучивание песни.
1. Какую песню мы разучивали на прошлом уроке? Так, „Журавлиную песню”. Давайте выполним ее, а потом разучим новую песню — „Семью” В. Злотника.
2. Работаю над чистотой интонирования, исполнение песни без крика, нежно, ласково, с пафосом. Звергаю внимание на ритмический рисунок.
3. Прослушивание песни в исполнении Назария Яремчука.
(Слушание).
IV. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
Сегодня на уроке мы послушаем И Концерт для фортепиано с оркестром. „Натиск, порыв, блеск, слияние душ” — так писал музыкальный критик о И часть этого произведения.
— Что такое концерт?
Концерт — это жанр большого, виртуозного по характеру произведения для солиста с оркестром, написанный в форме тричастинної построения.
В композиции концерта Чайковский не отказался от классического трехчастного цикла, но создал новую его концепцию. Основное значение имеет И часть — наиболее симфонізована. Она определяет характер всего цикла, хотя имеет самостоятельное значение и отличается большой внутренней законченностью. Как вы знаете, первые части таких произведений написаны в форме сонатного аллегро, а здесь предшествует большая интродукция, которая претендует на роль самостоятельного раздела.
— Что лежит в основе И концерта П. Чайковского?
(Кроме всего прочего, украинские напевы. Однако эти мелодии глубоко переосмыслены композитором, они получили совсем другой характер).
— Какая народная песня лежит в основе главной темы?
(Украинская народная веснянка „Выйди, выйди, Иванку”).
2. Слушание произведения
3. Характеристика прослушанного.
— Какие чувства вызывает у вас это произведение?
— Какое значение оркестра в нем?
V. Итог урока.