Урок 60. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ТЕКСТА

Развиваем умение находит в тексте художественные средства и понимать их роль

383. Прочитай отрывок из стихотворения. Каким настроением он проникнут?

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут1,

Купаясь в небе голубом.

Ф. Тютчев

1Трепетать – дрожать, колыхать

· Какое время года изображено в отрывке? Что тебя «подсказало» это?

· Выпиши слова, обозначающие действие. Прочитай их вслух. Какова их роль в описании радостного состояния природы?

· Как ты понимаешь последнюю срока стихотворения?

· Укажи слова, на которые падает логическое ударение. Где при о чтении нужно поставит паузу?

Прочитай отрывок из стихотворения вслух, соблюдая правильную интонацию.

384. Прочитай и сравни два текста. Какой из них наиболее выразителен? Почему?

1. На солнце нельзя было теперь взглянуть, — потоками оно лилось с вышины. По небу плыли облака. Пахли весенние ветерки.

2. На солнце нельзя было теперь взглянуть. Оно лилось с вышины лохматыми ослепительными потоками. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

По А. Толстому

· Найди во автором тексте слова, которые помогают передать настроение отрывка.

· Укажи среди них слова, обозначающие предмет, и слова, обозначающие признак предмета.

· Какие из этих слов употреблены в переносном значении?

Художественное средство (рус. художественное средство) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении для большей выразительности речи: эпитет (рус. эпитет): кудрявый клен, сравнение (рус.сравнение): ветер воет, как дикий зверь, метафора (рус. метафора): ледяное сердце.

385. Прочитай отрывок из стихотворения. Какой весенний месяц в нем описан?

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь1,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

4klas.files/image145.jpg

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

А. Плещеев

1 Лазурь – с д е с ь: светло – синий цвет

· Какая картина возникает в твоем воображении?

· Найди в тексте и назови слова, обозначающие действие. Какие из них употреблены в переносном значении?

Найди в тексте художественные средства, назови их и выпиши. Выразительно прочитай отрывок из стихотворения.

386. По образцу дополнительные предложение художественными средствами. Используй слова из справки.

О б р а з е ц. Выглянуло … солнце, и сразу … зачирикали … воробьи. — Выглянуло ласковое весеннее солнце, и сразу весело зачирикали шустрые воробьи.

Ветви … деревьев покачивались от … ветра и чуть слышно шептали свою … песню.

С п р а в к а. Свежего, высоких, весеннюю.

387. Отгадай загадку. Какое художественное средство, использованное автором для описания цветка, помогло тебе отгадать загадку? Правильно ли художник проиллюстрировал отгадку?

Он растет красивый, нежный,

Голубой иль белоснежный.

Даже раньше расцветает,

Чем на речке лед растает.

Распустился точно в срок

Первый мартовский цветок.

388. Проверь себя! А. Назови главные слова урока.

Бы. 1. О каких художественных средствах ты узнал на уроке? Для чего они используются в тексте? 2. Можно ли составить художественный текст без художественных средств?

389. Задание на выбор. Прочитай стихотворение. Выполни задание. Подготовься к записи стихотворения под диктовку.

Пройдет зима холодная,

Настанут дни весенние,

4klas.files/image146.jpg

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

Листами изумрудными1

Леса зазеленеются,

И вместе с травкой бархатной2

Взойдут цветы душистые.

С. Дрожжин

1 Изумрудный — с д е с ь: ярко-зеленый.

2 Бархатный — с д е с ь: мягкостью, блеском напоминающий бархат (ткань с густым, мягким ворсом).

А. Выпиши из стихотворения использованные автором художественные средства.

Бы. Спиши стихотворение, подчеркни в нем художественные средства, использованные автором.