ВАЖНЕЙШИЕ СУДОХОДНЫЕ КАНАЛЫ

Международные каналы, сокращая мировые
морские пути, играют важную роль в морском судоходстве и мировой
торговли, через них идут большие потоки судов и грузов. Международные каналы
могут иметь также большое военно-стратегическое значение (например, Суэцкий,
Панамский, Кильский).

Суэцкий канал — это судоходный
безшлюзовий морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Красное море
со Средиземным морем. Этот канал — кратчайший водный путь между портами
Атлантического и Индийского океанов (на 8-5 тыс. км короче путь вокруг
Африки). Зона Суэцкого канала считается условной границей между Африкой и Азией.
Суэцкий канал официально был открыт для судоходства в 1869 г.

Длина Суэцкого канала

161 км

Ширина по дну

120-150 м

Глубина

45-60 м

Скорость прохода судов через канал

11 — 12 часов

Входные порты — Порт-Саид (с Фуадом) из
стороны Средиземного моря; Суэц (с Тауфіком) со стороны Красного моря. Для снабжения
канала речной водой из Нила прорыт так называемый пресноводный канал Исмаилия.
Географическое положение канала в центре международных морских коммуникаций, что
связывают нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока с Западной Европой и
обеспечивают ее связи с Азией, Австралией и Восточной Африкой, обусловило
высокая степень загруженности Суэцкого канала.

Год

Количество судов

Общий тоннаж

1870

486 судов

0,4 млн т

1913

5,1 тыс.

20 млн т

1966

21,25 тыс.

274,3 млн т

Более 70 % перевозок составляют нефть
и нефтепродукты. За эксплуатацию канала Египет получил в 1966 г. 95 млн
египетских фунтов. По тоннажу перевозимых грузов Суэцкий канал до
1967 г. стоял на первом месте среди всех международных каналов. На него
приходилось бл. 15 % мировых перевозок грузов и свыше 20 % перевозок нефти
и нефтепродуктов. В 1983 г. канал был реконструирован. В наше время через
Суэцкий канал ежегодно проходит ок. 30 тыс. судов.

Панамский канал. В середине XIX века.
Великобритания и США оспаривали право на сооружение канала. Франция,
воспользовавшись их противоречиями, начала строительство в 1879
p., но в связи с крахом французской
компании право на сооружение Панамского канала в 1901 г. перешло к США.
Панамский канал — искусственный водный путь на территории Панамы и Центральной
Америки, перетинаючий Панамский перешеек в его наиболее низкой части и
связывающий Атлантический и Тихий океаны. Панамский канал долго считался одним из
важнейших транспортных водных путей международного значения. Он и сейчас
проходит в пределах особой зоны под юрисдикцией США. В 1904 г. военное
министерство США начало строительство канала. Первое судно прошло через
Панамский канал в 1914
p., но официально открытие состоялось в 1920 p., после чего канал фактически вступил в
строя.

Длина Панамского канала

81,6 км

Гарантийная глубина на шлюзах

12,5 м

Ширина

150 м

Скорость прохода судов через канал

7-8 ч, минимум — 4 ч

У атлантического входа в Панамский
канал расположены порты Кристобаль и Колон, у тихоокеанского — Бальбоа и
Панама. На Панамском канале имеется 6 ступеней (по три на каждом шлюзе) парных
шлюзов. Проводка судов через шлюзы осуществляется специальными электровозами.
Средняя пропускная способность Панамского канала — 36 судов, максимальная — 48
судов в сутки. Панамский канал избавил суда от необходимости идти через
Магелланов пролив или вокруг мыса Горн и коренным образом изменил направление ряда
важнейших морских путей. Наибольшее значение Панамский канал имеет для
связей восточного и западного побережий США (и Канады), расстояние между которыми
сократилось в 2,5—3 раза, между восточными побережьями США и Дальнего Востока, а
также между странами Латинской Америки. В 1971 г. через Панамский канал прошло
15,3 тыс. судов, общим тоннажем 121 млн т из Атлантического в Тихий океан, и
69 млн т из Тихого в Атлантический. Из них более 70% приходится на грузы,
отправляются из США или идут в порты США. Пропускная способность Панамского
канала уже почти исчерпана.

К тому же через его шлюзы не могут пройти
судна водоизмещением более 40 тыс. т — крупные пассажирские лайнеры,
супертанкеры и новейшие авианосцы.

Нильский канал — канал в Германии,
соединяет Балтийское и Северное моря, проходит от Нильской бухты до устья р
Эльба, пересекая п-ов Ютландия. Открыт в 1895 г. Длина 98,7 км, глубина
11,3 м, ширина 104 м, две пары головных шлюзов.