Политическое господство — это политическая категория, которая означает способность конкретной социальной группы распространять действие правил, обычаев и традиций на определенном политическом пространстве, в пределах которого применяется принуждение и насилие. Это насилие не является ни единственным, ни нормативным средством политики, оно является ее специфическим средством, когда все другие средства являются неэффективными, насилие становится ultimatio (последним средством) политики. Таким образом, политику характеризует не только господство, но и то, что она базируется на принуждении и насилии. В этом плане заслуживает внимание, например, не только гуманитарная черта западной цивилизации, но и ее скрытая, но устойчивая черта: постоянное обращение к насилию.

Согласно М. Вебера, нужно различать три типа П. н.: традиционный, харизматический и рациональный.

Традиционный тип П. п. основывается на бытовой вере в святость вековых традиций и в легитимность тех, кто призван осуществлять власть этими средствами. Главой государства здесь должно быть наследственный монарх, а традиционным политическим строем — монархия.

В основе харизматического П. п. лежит очень пылкое поклонение конкретной, способной по определенным признакам личности или приказам, которые она предоставляет. Характерной является личность диктатора. Харизма — это греческое слово, которое означает «милость», «дар» и воспринято с терминологии христианства. Харизма — это форма П. п., которая порывает с обыденным политическим порядком, условностями и поэтому является «революционной силой», типичной для эпох, связанных с традицией.

Рациональное П. п. базируется на вере в легальность порядков и права как характеристике тех, кто должен осуществлять господство в политической системе, благодаря этой системе. Рациональное П. п. Основывается на существовании права как совокупности абстрактных правил, обязательных для всех, в том числе и для высшего руководства страны.

Иначе понимает понятие «господство» К. Маркс. Он связывает господство с такими категориями, как отчуждение и эксплуатация. Следовательно, его необходимо понимать только в контексте этих понятий. Термин «господство» Маркс заменил на термин «диктатура пролетариата», потому что, по его мнению, отчуждение наиболее масштабное и ощутимое для пролетариата. Он различает пять форм отчуждения: отчуждение через деньги, через религию, через политику, через средства коммуникации и труд. Формам отчуждения соответствует форма правления государства как института политического господства социально-классовой группы.

Пьер Бурдье продолжает традицию Маркса и развивает его концепцию отчуждения. Он утверждает, что господство тем эффективнее, чем больше оно тайное.

В современную эпоху категориальный статус получает понятие «глобальное господство».

Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. — М., 1993; Круги Д. Политическая социология / Пер. с фр. — М., 2001; Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные произведения в трех томах. — Т. 2 — М., 1985; Панарин А. Искушение глобализмом. — М., 2002.

В. Храмов