Президент (от лат. praesidens — сидящий впереди) — выборный глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления; выборный руководитель учреждения, союзы, общества, организации (например, президент Украинской ассоциации производителей текстильных товаров, президент творческого союза); высшее должностное лицо компании, корпорации, фирмы. Президент государства — это высшее должностное лицо, избираемое гражданами или парламентом, или специальной избирательной коллегией на этот пост (должность) на определенный срок. Институт президентства характеризует современную государственность. Именно в новые исторические времена главу государства начали рассматривать как один из высших органов государства, но его генезис связана со значительно более ранними эпохами.

Общественно-исторические корни института президентуры можно найти в государственных структурах рабовладельческих времен. В Древнем Риме, в частности, высшая власть поручалась «представителю народа» (magister populi), а позже — «диктатору» (от лат. dicto — диктую, предписываю). Чтобы предотвратить авторитаризмові, полномочия диктатора в конституционном порядке ограничивались 6-месячным сроком. Но уже Сулла (82 г. до. н. е.) был провозглашен пожизненным диктатором. С этого, собственно, и началось перерождение старого республиканского института. В последующие годы это привело к режиму единовластия императоров Цезаря, Августа и их последователей. В средние века появились новые диктатуры и диктаторы (Кромвель в Англии, Наполеон Франции.) Наполеону, в частности, удалось подчинить себе не только парламент, но и весь им же реорганизован государственный аппарат, жестко контролировать французский бюджет.

Современная президентура берет свое начало со времен образования Соединенных Штатов Америки. Конституция этой страны 1787 г. предусмотрела выборную должность президента США и закрепила его полномочия. В Европе в XIX ст. во Франции сначала в 1848 г., а впоследствии в 1875 г. была конституционно установлена республиканская форма правления, по условиям которого предусматривался институт президента. На современном этапе эта должность есть почти в 130 странах мира, в том числе во всех постсоциалистических и странах СНГ.

Сущность института П. в теории конституционного права определяют по-разному. В одних случаях его рассматривают как должностное лицо государства, как формально или реально наивысшее должностное лицо в структуре его механизма, которая осуществляет функцию представительства государства. Отсюда прямое определение в ряде конституций именно должности президента, не связанная с организацией какого-либо государственного органа. А в других случаях президента считают одним из высших органов государства, который, в отличие от других, является единоличным.

Политико — правовой статус П. регулируется конституциями и отдельными законами соответствующих стран. В зависимости от того, кто выбирает П. — население или парламент, и исходя из традиций каждого государства, по-своему определяется объем его полномочий. Это влияет на характер отношений между законодательной и исполнительной ветвями власти, объемом влияния П. на законодательную ветвь и классификация форм правления современных государств. В президентских республиках (США, Россия, Швейцария, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Иран, Ирак и т. п) П. как глава государства единолично или с последующим одобрением парламентом формирует состав правительства и руководит его деятельностью. В полупрезидентских (президентско-парламентских или парламентско-президентских) республиках (Франция, Финляндия, Украина и др) П. предлагает состав правительства, в том числе кандидатуру премьер-министра на утверждение парламента, руководит деятельностью правительства, но под большим контролем со стороны парламента, чем в президентских странах. В парламентских государствах (Германия, Италия и др) правительство формируется исключительно парламентом и подотчетен только ему. Здесь П. имеет весьма ограниченные правовые возможности влиять на состав правительства и его практическую деятельность.

На П., как правило, возлагают следующие функции: выработка и осуществление внутренней и внешней политики государства; обеспечение законности, прав и свобод граждан и контроля в сфере государственного управления; руководство делами обороны страны; представительство государства в международно-правовых отношениях и подписания в соответствии договоров с иностранными странами; награждение государственными наградами; помилование осужденных и объявление амнистии и тому подобное. Во многих странах П. имеет право распускать парламент при наличии предусмотренных для этого законом оснований и объявлять новые выборы.

К кандидату на пост П. выдвигаются повышенные требования. Например, возрастной ценз, который составляет, как правило, 35-40 лет и превышает возрастной ценз для пассивного избирательного права на парламентских выборах. В странах СНГ возрастной ценз — 35 лет, а в ряде латиноамериканских стран этот ценз равен 30 годам. Конституции фиксируют и другие возрастные цензы для кандидатов: 45 лет — Монголия, Пакистан, Сингапур; 50 лет — в Италии, в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане установлено не только возрастной ценз для кандидатов на пост П., но и для тех, кто его обнимает: 35 и 65 лет. Конституции определяют и другие цензы: гражданство этого государства по рождению или длительное проживание в стране к моменту выборов. В США не может баллотироваться в П. лицо, которое не является гражданином этого государства по рождению и не проживала постоянно на ее территории в течение 14 лет. Условие гражданства по рождению конституционно установленная в Беларуси, Болгарии, Грузии, Эстонии, Казахстане, Португалии, Финляндии и некоторых других. Это же требование характеризует содержание основных законов почти всех государств Латинской Америки. При определенных условиях соответствующий ценз имеет надлежащее государственно-консолидирующее окраску. Аналогичный характер имеет требование для кандидатов в президенты относительно владения государственным языком. Она зафиксирована в ряде постсоветских государств — Молдавии, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане, Украине.

Характерно, что почти во всех государствах постсоветского пространства существует конституционный ценз оседлости. Например, в Литве он определен в 3 года, в большинстве стран — 10, а в Грузии, Казахстане и Кыргызстане — даже в 15 лет.

Срок пребывания на посту П. колеблется между 4 и 7 годами (США, РФ — 4 года, ФРГ, Украина — 5, Италия — 7 лет). Во многих государствах ограничения касаются того, что нельзя быть избранным на пост П. больше двух раз подряд. Пожизненное президентство, известное отдельным странам, свидетельствует, как правило, о переходе от демократических форм правления к единоличной власти. В Советском Союзе при обсуждении проекта Конституции 1936 г. предлагался пост П., однако Й. Сталин возразил его введения. В СССР первым и последним П. был М. Горбачев. В Российской Федерации пост П. был введен в апреле 1991 г., в Украине — в июле 1991 г., а 1 декабря того же года первым П. Украины был избран Л.Кравчук.

Форма государственного правления в значительной мере определяет правовой статус П., характер и объем его полномочий, место в государственном механизме. В президентских республиках все свои полномочия П. осуществляет без какой-либо санкции со стороны других органов или должностных лиц. С другой стороны, почти во всех странах с парламентско-республиканским и смешанными республиканскими формами правления важным средством обеспечения реализации полномочий П. есть контрасигнування — скрепление акта (решения) П. подписью главы правительства.

В президентских республиках именно П. является главой государства, в то же время ему принадлежит исполнительная власть. Положения относительно осуществления исполнительной власти П. или о принадлежности ему исполнительной власти в той или иной редакции есть во всех конституциях, принятых в странах с президентско-парламентской формой правления. В частности, в некоторых постсоветских странах положение о том, что П. является главой исполнительной власти, зафиксированы в Грузии, Туркменистане, Узбекистане.

В парламентских республиках статус П. преимущественно ограничен выполнением функций главы государства. Это предполагает наличие у него полномочий преимущественно представительского характера. Конечно, здесь П. даже формально отделен от функционирования исполнительной власти. В то же время он наделен определенными полномочиями в связи с формированием правительства, хотя реализация этих полномочий зачастую не связана с собственной инициативой П., а обусловлена расстановкой партийно-политических сил в парламенте (например, в ФРГ).

В нормативном порядке регулируются также вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий П. и применения в отношении него импичмента. В США и в большинстве латиноамериканских стран конституционным преемником П. есть вице-президент. В отличие от подавляющего большинства стран, где замещение поста П. осуществляется временно, до его досрочных выборов, здесь вицепрезидент занимает соответствующий пост до конца установленного срока его предшественника. В некоторых других президентских республиках в таких случаях пост занимает специально избранный парламентом временный президент (Мексика). В парламентских республиках временное замещение поста П. до проведения досрочных выборов обычно не предусмотрено. В большинстве стран со смешанными формами правления при соответствующих условиях президента замещает председатель парламента или его нижней палаты. В то же время в Казахстане, Румынии и Франции такое замещение осуществляется председателем верхней палаты парламента, а в Австрии, Беларуси, Киргизии, Корее, России, Украине и Финляндии — главой правительства.

Кудряченко А. Ы. Институт президентства в Украине: реалии конституционно-правового статуса // Государство и право. — 1998. — № 3; Das Institut der Presidentschaft in der Ukraine. Die Wirklichkeit ihres ferfassungsrechtlichen Status // Osteuropa. — Recht. № 4. — Keoln, 1997; Институт президентства в Украине: правовой комментарий // Подтекст. — 1996. — No 14; Президентура Украины — на уровень требований времени // Перестройка государства — 1996 — № 5; Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. — К., 1997; Конституция Украины. — К., 1996; Шаповал В. Президенту всего 214… // Президент. — 2002. — № 7-8; Политологическая энциклопедия. — M., 2003.

А. Кудряченко