Радикализм (от лат. radicalis — коренной) — идеологическое и политическое течение, которое отстаивает необходимость коренных общественных и политических изменений, которые выходят за пределы существующей системы.

Радикализм политический как понятие несет полісемантичне нагрузки. Им обозначают стремление к решительным, кардинальным методам и действиям в политике. Его используют для характеристики оппозиционных направлений, крайних течений в идеологии и политике (идеологии, политические движения, партии, партийные фракции, парламентские группировки, отдельные лидеры). Для него свойственна неизменность выполняемой им функции социальной и политической критики, которая определяет его исторические границы и субстанциональность.

Социальная база Г. в странах Западной Европы и Северной Америки — представители самых разных социальных групп: студенты, обанкротившиеся фермеры, недовольные интеллектуалы, лица свободных профессий, деклассированные элементы, представители среднего класса, потерявшие свои доходы и социальный статус в результате экономических кризисов, массовых увольнений и банкротств. В Латинской Америке социальную основу Г. составляют крестьяне, переселившиеся в города, спасаясь от голода и безземелья. В странах Восточной Европы, на постсоветском пространстве — это значительные сегменты маргіналізованого населения, пострадавшего в ходе реформирования, «шоковой терапии».

Термин «радикализм» возник в Англии в конце XVIII века. в эпоху промышленной революции, быстро распространился по Европе, дав название широкой политической, философской, литературной, религиозной, культурной и просветительской течения. В ХІХ-ХХ вв. Г. обычно называли идеологию партий социалистической, социал-демократической, националистической ориентаций (радикалы, радикал-социалисты, национал — радикалы) за их намерения окончательного решения общественных проблем, отказе от компромиссов, за уверенность в наличии простых и быстрых решений, непоколебимую веру в собственную правоту.

Радикализм — ситуативно-контекстуальное понятие, которое в отличие, скажем, от либерализма фиксирует не определенную часть идеологического спектра, а определенность собственной позиции в рамках существующего политического поля, конкретно его левую и правую границы. Общепринятый двохполюсний (левый — правый) континуум является функцией обобщенного индикатора политических позиций Г.

В связи с изменчивостью политического спектра за разных политических обстоятельств на одних и тех же позициях могут оказаться разные по содержанию идейные структуры. Кроме того, одна и та же структура может иметь в пределах различных позиций неодинаковые значения, в том числе радикальные. При этих условиях идейная основа, обозначается с помощью понятия Г., оказывается вариативной и радикальность каждой отдельной идейной структуры определяется с помощью сопоставления его с другими компонентами спектра.

В постсоветских странах, имеющих своеобразную логику эволюции в переходный период, лишь в последнее время сложилась практика употребления понятий «правый» — «левый» в значении, привычном для Запада. Как радикалы действуют либералы — реформаторы, «правые» выступают сторонниками почти революционным изменениям и тому подобное.

Исторически праворадикальная идеология проявлялась в различных формах. Самый страшный след она оставила в виде практики фашистского движения, который привел к Второй мировой войны. Традиция правого Г. служила созданию идейно-психологических предпосылок для ликвидации демократического правопорядка и формирования тоталитарных диктаторских режимов, которые выражали интересы наиболее реакционных финансово-политических группировок.

Праворадикальная идеология подает себя как носителя интересов народа (большинства) и нации, которыми попихає меньшинство, и пропагандирует борьбу на основе того или иного признака нации за преобразование всего общества. Необходимость национального единства мотивируется наличием внешней и внутренней угроз существованию нации, а способ обеспечения «национального единства» правый Г. видит в «очищении» нации от тех элементов и институтов, существование которых, в его интерпретации, провоцирует основной политический конфликт. К ним относят левые партии, профсоюзы, а также либеральные силы, которые, по мнению радикалов, подталкивают нацию к расколу.

Важной особенностью праворадикальной идеологии является поддержка насилия как метода осуществления внутренней и внешней политики государства. Пропаганда правых радикалов нередко прибегает к призывам к гражданскому неповиновению, а то и до погромов, до подмены государственных полицейских функций системой частного политического слежения, местами до экстремистских акций, открытого физического террора. Конечно, праворадикальные организации далеко не всегда открыто признают ориентацию на террор. Внешнеполитическая ориентация праворадикальной идеологии базируется на вооруженной силе как основному инструменту внешней политики.

До недавних пор самой заметной на постсоветском пространстве праворадикальной национал — патриотической организацией было Русское национальное единство (РНЕ), в которой в 2000 г. произошел внутренний раскол. Это фактически исключило названное группировки из политического контекста современной России. Вместе с тем вытеснение с политического поля того или иного радикальной группировки, в частности и из-за вмешательства силовых структур, не означает их окончательного исчезновения и при определенных условиях может спровоцировать большую радикализацию или переход на нелегальное положение.

Исторический опыт показывает, что общество должно внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремятся закрепить чью-то преимущество и пытаются за любую социальную цену достичь поставленной цели. Исторически левый Г. возник как реакция на жесткую социальную дифференциацию, ограничение либеральной доктрины и элитарный характер демократии, а также на условия и перспективы социально-экономического развития XIX века. Во многих европейских странах после победы буржуазных революций возникли самостоятельные легальные и нелегальные леворадикальные партии и другие политические организации, направляли массовые демократические движения. Одновременно в Европе стала создаваться самостоятельная леворадикальная политическая идеология, которая при всей своей внутренней неоднородности и противоречивости имела ярко выраженный антилиберальный и анти — консервативный характер. Начав с апелляции к просветительской традиции, левые радикалы со временем начали все больше обращаться к идей и принципов, которые развивались в русле социалистической мысли.

При всех обстоятельствах новый Г. стихийно стремится найти точку опоры в такой идеологии, которая могла бы служить не только моральным и политическим обоснованием его позиции, но и символом протеста. Показательными являются взаимосвязи Г. с марксизмом (неомарксизмом). Поскольку официальная идеология в тех или иных странах, как правило, откровенно противопоставляла себя марксизму, последний рассматривался Р. как теоретическая форма возражения ненавистного ему истеблишмента и освящающей его идеологии. Однако вузькопрактичний интерес Г. к марксизму диктовал такую интерпретацию последнего, когда акцент переносился на те аспекты, которые наиболее наглядно контрастировали с респектабельным стилем модных «позитивных» теорий, то есть марксизм выступал как «идеология отрицания», созвучна обычной «критической теории общества».

Современные представления левого Г. вмещают определенную наследство взглядов левых радикалов 20-х годов XX века. В их возрождении в 60-х годах XX века. большую роль сыграли П. Бекон, П. Суизи, Е. Мендель. Значительное влияние на формирование идеологического комплекса левого Г. осуществили критическая теория франкфуртской школы с ее сильными социальными и культурно-критическими тенденциями (Т. Адорно, М. Хоркхаймер. Г. Маркузе, Ю. Хабермас); философия экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю); «новые теории революции» (Ф. Фанон, Г. Дебре); идеи психоанализа (Из. Фрейд) и особенно его последователей (Е. Фромм); идеологический комплекс маоизма и тому подобное.

Таким образом, леворадикальный идеологический комплекс базируется на достаточно широком круге идей и принципов, что объясняется его внутренним еклектизмом, неоднородностью его идеологических структур и динамичной эволюцией в течение ряда десятилетий. Леворадикальная идеология связана с общим ходом исторического развития. В частности, с середины 60-х годов XX века. в период войны во Вьетнаме объектом критики радикалов стали: «система», большой бизнес, военно-промышленный комплекс, на первый план выдвигались непосредственно политические требования.

Однако система выжила и политический Г. после пика на рубеже 60-70-х годов пошел на спад вместе с массовыми демократическими движениями, в рамках которых он развивался. Неудачи леворадикального движения привели отдельных его участников в состав экстремистских и даже террористических движений. Вместе с тем потенциал левого Г. на сегодня нельзя считать исчерпанным. Он активизируется в переходные исторические моменты, когда общественные противоречия требуют своего решения. В целом исторически оправдан Р. требует сдерживания и противовесов ради минимизации негативных последствий.

Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. — М., 1977; Зарубежная политология: Словарь-справочник. — М., 1998; Политология: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. — М., 2000; Политология: Учебник / За заг. ред. И.С. Дзюбка, K. M. Левковского. — К., 1998; Стародубровская Ы. В., May В. А. Великие революции: от Кромвеля до Путина. — М., 2002; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М„ 1994.

С. Стеценко