Рима Древнего политическая мысль — синтез параполітичних и политико — правовых учений, взглядов и идей древнеримских мыслителей. Параполітична мнение римлян, начиная с царского периода (754 — 510 до н. е.), развивалась в основном на собственной основе, как результат религиозного воздействия и борьбы патрициев и плебеев, оптиматов и популяров, свободных и рабов. Заметное место в Г. С. п. д. занимала мифология (при наличии большого количества богов). Взлет политико — теоретической мысли в Риме начался в И в. к н. е. с деятельности Цицерона и др. В условиях кризиса полисной государственности, резкого усиления авторитаризма, правового произвола в Г. С. п. д. имеет место возврат к учению политической пассивности, индивидуализма, космополитизма, фатализма. Сенека, например, считал, что «естественное государство с естественным правом — это вселенная, которая базируется на божественном начале, а люди здесь равны друг другу», «сотоварищи по рабству» и должны подчиниться мировым небесным законам. Марк Аврелий отмечал, что государство должно быть не чем иным, как конформистским образованием с равным для всех законом, что «управляется согласно с равенством и равноправием всех», и считал важнейшим принципом свободу всех. Существенно повлияли на Р С. п. д. римские юристы i — III ст. к н. е. (Гай, Сабин, Ульпіан, Папіан, Павел и др.). Аристотель, как известно, основал политическую юриспруденцию, а римские юристы основали саму юриспруденцию как науку «о божественные и человеческие дела, знание справедливого и несправедливого» и такие ее отрасли, как правовая политика и правовая практика. Принципиальнейшей политико — правовой памятником Римской империи стал «Корпус юрис цивіліс» — собрание конституций, институтов, дигестів и новелл, известен в истории как Свод Юстиниана (VI в.).

Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. — К., 1997.

М. Головатый