Российская политическая мысль — совокупность политических взглядов, идей, концепций российских политических мыслителей и политических деятелей. Началом Г. п. д., как и белорусской и украинской, является политически-государственные трактаты и произведения древнерусского государства. В этих исторических памятниках («Русская правда» Ярослава Мудрого, «Поучение…» Владимира Мономаха, «Повесть временных лет» и др.) политические идеи выступают важным ресурсом государственной власти, создают благоприятный образец в глазах народа. Принятие христианства (988 г.) позволило князьям Рюриковичам стать на один уровень с западноевропейскими монархами. Но с разрастанием княжеского рода политическая централизация в Киевской Руси быстро пошла на спад, уступая удільно-феодальной раздробленности. С другой стороны, православная церковь все больше входила в конфронтацию с великокняжою властью во главе с Киево-Печерским монахами. Выдающаяся роль в разработке церковно-политической идеологии принадлежит старцу Феодосию Печерскому и его знаменитому ученику Нестору Летописцу. Согласно взглядам Феодосия (умер в 1074 г.) власть князя должна сохранять православие, защищать интересы церкви («Послание к Изяславу»). Концепция Феодосия о «богоугодного властелина» заняла ведущее место в идеологии периода удельной раздробленности. Нестор (среди. XI — нач. XII вв.) написал «Повесть временных лет», в которой соединил различные летописные материалы, сделал определенную систематизацию историко-политических событий на Руси. Он трактовал реальную действительность в контексте борьбы добра и зла, а все беды, которые выпали на долю Руси, считал результатом действий неправедных князей — властителей. Они привели к удельной раздробленности, чем вызвали кару божью. Основная идея произведения Нестора — единение Руси, но такое единение способна осуществить православная церковь, а не великокняжеская власть. Великое княжение — источник ослабления Руси, источник распрей и раздора княжеского. Нестор отстаивал идею верховенства церкви, а светская власть должна действовать как удільно-династическое княжение. Но в то время формировались и другие взгляды на власть и общество. Древнерусское государство было ранньофеодальною, в ней хранились свободные общинники, вечевые традиции и др. Поэтому божий характер княжеской власти объяснялся традиционными патриархальными ценностями, в которых взаимоотношения князей с подданными воспринимались как отношения отца с сыновьями. Так, в «Моленні Даниила Заточника» (XII — XIII вв.) подчеркивалось, что князь должен быть заботливым отцом, как «вода мати рыбам». Божий характер княжеской власти в древнерусских источниках тесно переплетался с идеей ответственности князя перед народом. В «Поучениях…» Владимира Мономаха черты идеального властителя: милосердие, мужество, военная сила, мудрость, соблюдения законов.

Другие политико — идеологические теории Р. п. д. охватывают эпоху Московской государственной централизации, они формировались и эволюционировали почти до XVIII века. в форме богословских политических доктрин или под очень сильным влиянием церкви. Возрождение Руси как государства начинается с победы в Куликовской битве (1380), после которой закладываются основы политической теории «Москва — третий Рим». Политическая мысль работала исключительно в направлении поддержки московской централизации, собирание Руси. В ХV — ХVI века. значительный вклад в разработку Г. п. д. сделали Иосиф Волоцкий и Филофей Псковский. Поначалу Иосиф придерживался теории превосходства духовной власти над светской («Просветитель»), но позже в послании великому князю Василию III пишет про московскую власть, которой должны подчиняться все православные христиане, витому числе и священники. Таким образом, Иосиф впервые в Г. п. д. предоставил абсолютизма статус божьей власти. Инок Филофей в своих посланиях изложил теорию «Москва — третий Рим», которая выражала политические стремления той части русского духовенства, которая искала союза с великокняжою властью, мечтала о единстве церкви и государства. Эта теория давала широкое осмысление исторического и духовного определения России, включала российское государство в контекст всей мировой истории. И хотя концепция Филофея касалась не столько политической мощи России, как преимущества российского православия, она сыграла важную роль в развитии историко-философской политологии вплоть до Чаадаева, Соловьева и Бердяева. Политическую философию московского самодержавия, кроме представителей церкви, активно формировали идеологи дворянства (Ф. Карпов, И. Пересветова, Есть. Эразм). В их концепциях рассматривались правовые основы царской власти, необходимость установления военной монархии, повышение роли дворянства и тому подобное. Но и боярство стремилось сковать политическую волю московского государя, что особенно остро проявилось, когда боярскую оппозицию возглавил князь Андрей Курбский (переписка Ивана Грозного с А. Курбским). Теория самодержавия И. Грозного строилась на подчинении церкви власти. Собственно, на противопоставлении светской и духовной власти Грозный и основал свое учение о царском єдинодержавство. Возрождение Российского государства во времена Ивана Грозного держалось исключительно на его тирании и не могло быть длительным. После смерти Грозного, гибели двух его сыновей (Ивана и Дмитрия) и смерти третьего сына — Федора, который был на царствии 14 лет и не оставил потомков, в России начинается смута, которая завершается коронацией Михаила Романова (1613). Кроме государственной смуты Россия пережила церковный раскол: выступление протопопа Аввакума против церковных реформ патриарха Никона. Дальнейшее развитие Г. п. д. связан с именами русских просветителей А. Матвеева, Ф. Ртіщева, А. Суханова, А. Ордын-Нащокина, С. Полоцкого, Ю. Крижанича, И. Посошкова. Воспитатель царских детей, белорусский монах Симеон Полоцкий (1629 — 1680) был не только профессиональным литератором, но и выдающимся политическим философом. С идеями Полоцкого был солидарен хорватский книжник Юрий Крижанич (1617-1683), который прибыл на московскую службу в 1659 г. В своих трактатах «Политика» и «Беседы о правительстве» он провозглашает Россию главным центром и оплотом мирового славянства. Он пишет о необходимости политической мудрости правителей. Политика, по Крижаничем, — это наука управления, или королевская мудрость, которая может быть достоянием только монархов и их советников. Рассматривая различные формы государственного правления.

Крижанич пришел к выводу, что демократия ведет к анархии, аристократия — к повышению немногих, и только просвещенная монархия может быть благом. Иван Посошков (1652 — 1726) также был приверженцем абсолютной монархии, но на пользу купцам и служебном дворянству против боярства. В своих трактатах он предлагал ввести четкую регламентацию прав и обязанностей представителей каждого слоя, а также обновить государственное законодательство с целью внедрения правды и справедливости. Выходец из Украины, ректор Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович (1681 — 1736) переехал в Петербург, был горячим сторонником реформ Петра i в ранге царского советника. Абсолютную монархию считал лучшей формой государственного правления, ибо она якобы обеспечивает единство, целостность и благо государства. Он первым из русских мыслителей выступил против вмешательства церкви в дела государственной власти. Таким образом, Г. п. д. сформировалась в достаточно влиятельную идейно-теоретическую основу будущих реформ Петра i.

В XVII—XVIII вв. в Россию начинают активно проникать западноевропейские политические теории и концепции, которые сыграли особую просветительскую роль во времена правления Петра i И Екатерины II и значительно влияли на внутриполитическую жизнь империи. В XIX ст. много кто из политических мыслителей и деятелей России уехал в Европу, а кое-кто из них там остался до конца жизни. Все это способствовало становлению и развитию российских идейно-политических доктрин, которые сформировались в самостоятельные направления политической философии и политической деятельности: консерватизм, либерализм, радикализм, марксизм.

Российский консерватизм имел наибольшие идейно-политические корни в общественной жизни государства, потому что опирался на глубокую историческую традицию. Представителями этого течения были князь Н. Щербатов (1733 — 1790), министр образования граф С. Уваров (1786 — 1855), историк Н. Карамзин (1766 — 1826), обер-прокурор Синода К. Победоносцев(1827 — 1907), славянофилы (А. Хомяков, братья Аксакови, брать Кірєєвські, Ю. Самарин, А. Кошелев). Князь Щербатов, высоко оценивая роль реформ в удержании целостности и могущества государства, считал, что они разрушали моральное состояние общества, традиции и мировоззрение народа. С. Уваров выдвинул формулу: «православие, самодержавие, народность», которая стала основной идеей славянофильства, хотя часть из них не отвергала необходимости отдельных реформ (отмена крепостного права, провозглашение некоторых свобод).

Российский либерализм был представлен писателем М. Новиковым (1744 — 1818), выдающимся правоведом графом Н. Сперанским (1772 — 1839), первым российским политологом Бы. Чичериным (1828 — 1904), философом и историком К. Кавеліним (1818 — 1885), выдающимся ученым и политическим деятелем П. Струве (1870 — 1944), философом П. Новгородцевым (1866 — 1924). До либералов также принадлежали философы Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, историки Н. Кареев, Н. Ковалевский, юристы Бы. Кистяковский, Л. Петражицкий и др. Либерализм в России не получил широкого распространения и его влияние на Р п. д. был ограниченным, потому что идеология либерализма — верховенство прав и свобод личности над интересами государства и общества — не могла укрепиться в Российской империи через социально-экономические и политико — правовые условия.

Вера в самостоятельность России и ее необычный путь развития вошли также в теорию и многочисленные революционные концепции российского политического радикализма и марксизма. Основателем идеи свержения самодержавия и установления народного правления был. Радищев (1749 — 1802). Идею революционной перестройки общества стремились реализовать декабристы. Во второй половине XIX века. Г. п. д. испытала серьезного влияния европейского социализма и анархизма. Революционные демократы В. Белинский (1811 — 1848), А. Герцен (1812 — 1870), Н. Чернышевский (1828 — 1889), Д. Писарев (1840 — 1868) считали вооруженное восстание единственным средством свержения монархии. Представители анархизма князь П. Кропоткин (1842 — 1921) и М. Бакунин исходили из тезиса о том, что государство есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей. Они призывали к свободному союза земледельцев, рабочих и других обществ, к созданию общечеловеческого братства.

Представителями российского марксизма были Г. Плеханов (1856 — 1918) и его участники женевской организации «Группа освобождения труда», большевики во главе с В. Лениным (1870 — 1924), А. Богданов (1873 — 1928), А. Луначарский (1875 — 1933), Н. Бухарин (1888 — 1938) и др.

Активно развивается современная Г. п. д., а среди ее ведущих ученых известные ученые Г. Ашин, Ф. Бурлацький, А. Бутенко, К. Гаджиев, А. Гаман-Голутвина, А. Дегтярев, А. Кива, Есть. Кудряшова, Г. Мухаєв, А. Панарин, А. Понедєлков, В. Пугачев, А. Соловьев, В. Ципко и многие другие.

Антология мировой политической мысли. — Т. 3-4. — М., 1997; Бердяев Н. Судьба России. — М., 1990; Замалеев А. Ф., Осипов Ы. Д. Русская политология: обзор основных направлен. — СПб., 1994; Мухаев Р. Т. Политология. — М., 1998; Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. — К., 1997.

А. Пахарєв