Свободы политические — разновидность социальных свобод, которые проявляются как совокупность политических и правовых норм и определяют социально-политический статус человека и гражданина, право на участие в решении государственных дел и возможность граждан защищать и отстаивать свои интересы и права в определенном законом порядке. С. п. предусматривают: признание за каждым человеком права пользоваться свободами, которые представляют собой продукт взаимодействия личности, общества и государства и объективно определяются достигнутым уровнем развития экономической, духовной, социальной и политической сферы; условие самоутверждения индивида в политической жизни, степень отражения духовного состояния современной цивилизации (современной не в смысле настоящее, а соответственно до того, как она формировалась со временем, пока не приобрела своих нынешних рис); суммарный выражение современной политической ситуации. Как конституционно-правовая категория С. п. опираются на основные права человека, прежде всего право свободного развития, и отражают внутреннюю способность суверенного субъекта политических отношений до свободного, не детерминированного внешними силовыми факторами самоопределения в политической сфере и способность действовать согласно своих интересов и целей. Это субъективные свободы в политической сфере или преимущественно в этой сфере. Они оказывают существенное влияние на все бытие человека, отражают поведение индивида, осознание им политического опыта и собственного состояния. С. п. опосредствуют взаимоотношения личности и государства как политической организации общества, лица и органов государственной власти и местного самоуправления, лица и народа, общества в целом как носителя и источника власти, личности и политических партий и других институтов государства и общества. С точки зрения политологии они направлены на определение субординации человека, его свободы в государстве; на характеристику человека как субъекта политической жизни; на выяснение того, как происходит политическая социализация индивида, которые есть резервы для становления нового типа политической сознания; на определение политического поведения личности, способов и направлений ее действий в системе властных отношений, политической жизни, что связано с отсутствием запугивания или доминирования.

Свободы политические свойственны, как правило, лишь гражданам страны, а не всем лицам, проживающим на ее территории, и могут быть реализованы как индивидуально, так и благодаря участию конкретного гражданина, наделенного этими свободами, в деятельности соответствующих объединений, политических партий, профсоюзных организаций, государственных структур. Современные конституции признают за всеми гражданами равный политический статус, что нашло отражение в принципе равенства всех перед законом.

Исторически в научном, политическом, правовом и практическом употреблении С. п. конституювалися как категории права, что формирует их нормативную структуру в общественном бытии людей, определяет пределы достигнутой свободы и находит свое выражение в законодательном закреплении прав, свобод и обязанностей граждан в конституциях и других законодательных актах большинства государств мира. Следует отметить, что законодательство предоставляет человеку свободу таким образом, чтобы эта свобода не могла быть использована против интересов общества, государства и других граждан. То Есть С. п. является в своей основе признанными или предоставленными законом возможностями пользоваться и распоряжаться тем или иным социальным благом, ценностью, удовлетворять собственный интерес или политическую потребность в такой способ, чтобы не нарушать права других. В связи с тем, что по своей юридической природе и системе гарантий политические права и свободы идентичны, четко разграничить их довольно трудно, поэтому их часто отождествляют и всю сферу политических прав с четко определенными полномочиями называют свободами, рассматривая их как равноценные явления. Однако С. п. имеют свою специфику и указывают на более широкие возможности индивидуального выбора, их понимают как гарантированную законом автономию гражданина в отношении государства, государственной власти и других граждан. Это образ возможного и разрешенного поведения граждан в сфере политики. Тогда как политические права определяют, регламентируют конкретные действия человека в сфере политики, выполняют функцию официального мерила и является показателем должного и возможного в гражданском и политическом жизни. Соотношение между С. п. и политическими правами во многом определяется в законодательном порядке.

Объясняя сущность Сек. п., необходимо отметить, что они имеют два проявления — негативная и позитивная свободы. И. Берлин толкует первую как свободу от угнетения, рабства, зависимости, от вмешательства других. Она обеспечивается предоставлением формально юридических прав и ставится превыше всего в классическом либерализме и современных лібертаризмі и консерватизме. А вторую — как свободу господство над самим собой, свободу делать выбор в соответствии с собственными предпочтениями, свободу самовыражения. Она используется для развития личных способностей, реализации стремлений. Для ее достижения необходимо иметь определенные социально-экономические, политические и культурные условия. Ее значение больше подчеркивается в социал-демократизмі и социальном (егалітарному) либерализме. Эти два проявления свободы часто противоречат друг другу, вплоть до взаимного отрицания. И в жизни бывает сложно найти их гармоничное сочетание. Негативная свобода поддерживает автономность, индивидуализм и неравенство, положительная, наоборот, — солидарность, коммунитаризм и большее социальное равенство. Чрезмерный акцент на отрицательной свободе приводит к игнорированию проблем бедности и неспособности значительной части граждан воспользоваться правами и свободами-за материальной необеспеченности, противоречит принципу равной свободы для всех. А чрезмерный акцент на социальной равенства грозит индивидуальной свободе.

Мировоззренческой основой процесса понимания и становления С. п. является философско-правовое учение о свободе как естественном состоянии человека и понимание ее как реальной, самодостаточной и высшей социальной ценности. Концептуальной основой Сек. п. есть формула: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Но эта формула имеет смысл только тогда, когда большинство граждан определенного общества разделяет эту ценность. Эта концепция сформировалась в процессе подготовки и осуществления буржуазных революций XVII — XVIII вв. и стала настоящим открытием в области прав и свобод человека, определив новые ориентиры во взаимоотношениях государства и человека — свободу, юридическое равенство, верховенство закона, универсальные права человека. Представление о С. п. неоднократно менялось и наполнялось субстанціональним содержанием.

В самом общем виде С. п. сформулированы во «Всеобщей декларации прав человека, которую приняла Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г., также уточнены и развиты в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейской конвенции по правам человека и основных свобод и в 13 Протоколах (1950 г.), которые ее дополняют, и в других международных правовых документах в области прав и свобод, которые служат основой для разработки национального законодательства по вопросам прав и свобод человека и гражданина. К С. п. относятся: свобода совести, слова, мысли, убеждений, провозглашение мнений, свобода мирных собраний и манифестаций, право на свободу ассоциаций, свобода получения информации, право на участие в движениях, митингах, демонстрациях, право на участие в управлении обществом и государством как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право на объединение в политические партии и политические организации, право на свободный поиск, право на обращение, свободу интеграций, право петиций и тому подобное. По своему содержанию С. п. является, как правило, многогранными явлениями, каждое из которых является комплексом, группой прав и свобод и имеет систему гарантий правового, организационного, политического и экономического характера.

В процессе развития человечества С. п. стали одной из общепризнанных, абсолютных, высших социальных ценностей. их признание и практическое осуществление является основным критерием и первоосновой открытого гражданского общества, демократического, социального, правового государства; непременным условием функционирования всех других видов свобод, поскольку составляют основу системы демократии и выступают гарантией гражданских, индивидуальных, социально-экономических прав; залог свободы от вмешательства государства в личную жизнь человека. Социальное взаимодействие предполагает определенную координацию человеческой деятельности и поведения посредством ценностей, норм и санкций, то есть принуждение неизбежен, и это является необходимым ограничением свободы. Уровень реального обеспечения С. п. в разных странах обусловлен исторически, социально, политически, условиями становления государственности. Следовательно, С. п. не могут быть абсолютными, они относительны и существуют в определенной системе координат, которые обусловлены общим уровнем и характером конкретного общества и существующей власти. Они начинаются с тех пор, когда вступают в действие принятые в государстве законы, когда человек самопізнає пути индивидуального выбора как субъект политических действий, то есть когда происходит самоопределение личности в отношении государства и власти, ее законов, обусловливающих рационализм политической жизни и обеспечивают общественный правопорядок.

Свободы политические является важным фактором стимулирования политической активности граждан, осуществление глубинных процессов, содействие духовному обновлению общества. Они также предусматривают определенную ответственность граждан за развитие политического процесса. Широкое привлечение граждан к политическому процессу, децентрализация и контроль над принятием важнейших решений улучшают перспективу достижения настоящей свободы. Эффективность политического участия граждан в политическом процессе зависит от целого комплекса материальных и духовных факторов и их комбинаций, в частности от общей, политической и правовой культуры, существующего уровня благосостояния населения и характера политического пространства и тому подобное. Следует подчеркнуть, что в демократическом обществе власть ни в коем случае не должна вынужденно привлекать граждан к политической жизни, потому что это является нарушением С. п., которые предусматривают возможность выбора и добровольного участия в политическом процессе. Хотя современные государства и пытаются привлечь граждан к активному участию в государственных делах.

Практическая ценность Сек. п. заключается в их реальности, под которой понимают возможность осуществления полномочий, вытекающих из их содержания и обеспечиваются рядом гарантий, которые зависят от уровня демократии, развития экономики, политической и правовой культуры, от установленных законом ограничений и достаточной социальной и политической равенства. Гарантии делятся на конституционные, юридические, морально-политические, экономические, социальные и идеологические. Важной предпосылкой существования С. п. есть конституционализм, который должен четко определить принципы социального существования людей в демократическом обществе. Уровень реального обеспечения С. п. зависит от формы правления в государстве (республиканская, монархическая) и формы политического режима. Они не совместимы с тоталитаризмом, потому что обусловлены совершенно противоположными принципами: автономии личности от государства, приоритета личных интересов над государственными, плюрализма и тому подобное. Только сильное, независимое, демократическое государство с развитой правовой системой — определяющее условие существования и реализации С. п. Демократия справедливо может считаться таким строем, при котором наименее утиснена и легче всего может быть достигнута свобода. Но (и это следует подчеркнуть особо) на страже свободы должны стоять сами граждане.

Основной целью прогрессивных политических режимов преобразования С. п. из формальных в реальные. Решение этой важной задачи является насущной потребностью развития современной Украины. Зафиксирована в Конституции Украины концептуальная триада в определении нашего государства как демократического, правового, социально ориентированного переводит проблему С. п. в плоскость практической деятельности, направленной на реализацию названных положений, которые в значительной мере имеют характер целевых установок, ценностных идеалов и нормативов. Действующая Конституция Украины гарантирует право на свободу объединения в политические партии и общественные организации (ст. 36); право участвовать в управлении государственными делами (ст. 38); право на мирные собрания и манифестации (ст. 39); право на обращения (ст. 40). В то же время вполне очевидно, что реальное существование и обеспечение гарантий прав и свобод человека и гражданина как высшей социальной ценности в Украине еще достаточно далеко от должного и имеет в значительной мере лишь формальный характер. Для этого есть ряд объективных причин; экономических, правовых, государственно-политических. Однако заложенный в Конституции Украины значительный демократический потенциал является надежным фундаментом борьбы граждан за свои права, свободы и достоинство.

Берлин Исайя. Четыре эссе о свободе / Пер. с англ. А. Коваленко. — К., 1994; Основы конституционного права Украины: Учебник / За ред. В. В. Копейчикова. — 2-е изд., допол. — К., 1998; Основы демократии: Учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. / Авт. коллектив: Н. Бессонова, В. Бирюков, С. Бондарчук и др.; За заг. ред. А. Колодий. — К., 2002; Хайек Ф. А. Конституция свободы / Пер. с англ. Мирославы Олейник и Андрея Королишина. — Львов, 2002; Колодий А. М., Олейник А. Ю. Права человека и гражданина в Украине: Учеб. пособ. — К., 2003.

П. Демкин