Сепаратизм этнический (англ. separatism, от лат. separatus — отделение) — идеология и практика действий общественно-политического движения, направленные на установление суверенитета этнического сообщества на территории ее проживания в пределах существующего государства, обособления территории и создание собственного государства или ее присоединения к другой (іредентизм). С. е. представляет собой самый распространенный в истории человечества тип сепаратизма. Такой его характер обусловлен тем, что абсолютное большинство этносов не являются рассеянными, их жизнедеятельность происходит в тесной связи с территорией. Кроме того, этнические интересы способны интегрировать и выражать любые другие коллективные социальные интересы, а этнические чувства — стимулировать и эмоционально поддерживать длительную политическую борьбу. По своей специфике С. е. является формой проявления межэтнического конфликта и возникает в результате столкновения Интересов двух и более этнических общностей, живущих в пределах территории одного или соседних государств. Основным вопросом межэтнического противостояния является борьба за власть с помощью разнообразных мирных и вооруженных методов, а также путем создания форм, механизмов и институтов суверенности полномочий представителей этнической группы в обеспечении ее интересов в пределах определенной территории. С точки зрения основной цели С. е., наиболее распространенными в современной политической практике формами установления этнического контроля над территорией своего проживания в пределах существующего государства являются: национально-культурная и административная территориальная автономия; статус равноправного политико — правового субъекта федерации (кантон, штат). Формами этнополитических новообразований является присоединение к территории другого государства и создание собственного независимого государства. Более сложными и относительно нестабильными, часто переходящими результатам практики С. е. могут быть федерации и конфедерации. Причем историю С. е. характеризуют не только процессы реального создания институтов этнической власти над территорией (особенно ее отделение), но и использование сепаратистских лозунгов и акций с целью политического давления и получения политическими лидерами, элитами, населением необходимых (равных или больших, чем для других этнических групп) экономических, политических, информационных и других ресурсов. Системной социально-исторической и политической предпосылкой, комплексной С причиной. е. является то, что большинство существующих границ между государствами (включая международно-признанными) являются случайными, произвольными, они постоянно меняются и совсем не совпадают с хотя бы условными пределами расселения этнических сообществ, в том числе крупных по количеству наций. В современных условиях к этому добавляется своеобразный катализатор сепаратистских процессов — мировой идейный триумф принципа «права наций на самоопределение» и провозглашенных для его защиты абстрактных норм международного права. Как правило, причинами Сек. е. политико-правовая дискриминация: лишение этнических меньшинств права участия ее представителей в работе центральных органов государственной власти или возможности формирования органов местного самоуправления на территории ее проживания, занижение статуса этнической общности в национально-территориальной структуре государства; игнорирование/ отрицание ее права на форму национального самоопределения, что соответствует количеству населения. К причинам современного Сек. е. также относятся предварительные и несправедливые (чаще истинные, иногда мнимые) государственно-территориальные образования, которые основывались на принудительном присоединении (объединении) территорий, особенно вследствие уничтожения государств, существовавших ранее, изменения этнического состава территорий, преобразования административно-территориальных границ и тому подобное. Среди экономических факторов С. е. влиятельными в современных условиях становятся: экономическое неравенство в состоянии и темпах развития различных этнических территорий государства; длительное несправедливое перераспределение государственных расходов по сравнению с налоговыми поступлениями от территорий, и наоборот, предоставление им налоговых льгот, дотаций, финансовой и технологической помощи и тому подобное. В экономическом измерении самым нестабильным полиэтническим государством, как правило, является та, в которой возникает система «этнического колониализма» или разделение на «центр» и «периферию», что стимулирует более развитые периферийные этнические/национальные сообщества к отделению (например, республики Прибалтики в СССР). К наиболее распространенным в мире культурно-лингвистических причин С. е. относится несоответствие законодательно установленных сфер использования языков (образование, судопроизводство, госслужба и т. п) «языковой карте» и предпочтениям основных этнических групп населения. Чаще всего это проявляется в внедрении государственной монополии одного из языков населения на всей территории страны, что фактически порождает на практике ограничение использования других языков, а опосредованно превращается в факторы нарушения социальных и политических прав человека (таких, как право на гражданство, труд, образование, избрание на государственную должность). В этом случае государственную национальную политику в языковой сфере представители этнических/национальных меньшинств страны воспринимают как политику насильственной ассимиляции или толчка к эмиграции. Аналогично к культурно-языковой дискриминации действует фактор етнорелігійної неравенства статусов и мировоззренческих ориентаций групп населения в рамках совместной территории проживания. Однако смесь этноцентризма, политизированной этничности и религиозных убеждений может порождать крайне угрожающие формы сепаратизма, ориентируются на использование экстремистских и террористических средств борьбы (например, Северная Ирландия). В мировой истории не редки случаи, когда сепаратистские настроения и тенденции, включая «экспорт терроризма», инспирируются и поддерживаются из-за рубежа. В этом случае причиной становятся прежде всего межгосударственные противоречия, намерения правящей элиты одной или группы государств ослабить социально-политическую стабильность ее регионального или стратегического конкурента. Однако такая политика искусственной внешней поддержки С. е. в отдельных государствах часто приводит к непредвиденным негативным последствиям, дестабилизации ситуации не в одной стране, а в целом регионе, перерастая в войны между государствами и их политическими коалициями. В прошлом и сегодня самым активным создателем С. е. есть экономические и политические элиты. В своих интересах они используют объективные и субъективные составляющие ситуации межэтнического противостояния и конфронтации, направляя их на необходимую форму и уровень политизации этничности. Элиты выполняют основные функции идеологического, кадрового, финансового обеспечения сепаратистского движения, политическую мобилизацию этнического сообщества, моральную легитимацию целей и методов ее борьбы. Вследствие победы С. е. элиты получают и основные его достижения в виде различных благ, которые предоставляют властные полномочия в пределах суверенной территории. Относительно новыми причинами Сек. е. современности стала экологическая дискриминация. В основном это активная эксплуатация природных ресурсов территории проживания этнических меньшинств (например, вырубка лесов на землях автохтонного населения в Бразилии), вследствие чего разрушаются традиционные условия воспроизводства их культуры, появляется угроза выживанию самой этнической группы. Основными подходами для преодоления Сек. е. есть силовой и политико — правовой. Первый путь предполагает ведения военных действий против сепаратистского движения, арест его участников, депортации (иногда большей части этнической общности), различные формы блокады территории проживания «сепаратистов», разжигание вооруженных конфликтов между группировками сепаратистов, проведение террористических акций против их лидеров. В широком смысле сущности политико — правового пути преодоления Сек. е. является то, что это совокупность разнообразных форм переговорного процесса, перевод деятельности участников сепаратистского движения в отношении «правовое» русло решения проблем. Этот путь предполагает использование существующей международной правовой базы (хотя она и является противоречивой), привлечение к решению задекларированных сепаратистами проблем как арбитров и контролеров международных организаций, совершенствование внутреннего законодательства как основы для защиты интересов и прав этнических меньшинств, а в случае необходимости и внесении изменений в государственно-территориального устройства. Последнее касается не только реализации права народа на самоопределение и отделение, но и других форм установления суверенитета народа в пределах территории его проживания. В условиях полиэтнического государства магистральный политико — правовой путь предотвращения и преодоления Сек. е. — практическое воплощение не так принципов либеральной (часто лишь электоральной) или элитарной демократии, как демократии плюралистической. Это предполагает создание разнообразных институтов политического представительства и механизма переговорного процесса различных этнонациональных групп населения задолго до возникновения открытого этнического противостояния и конфликта между ними. Такими эффективными формами інституціоналізованого политического диалога между различными этническими группами населения могут быть правительственные коалиции (есть квота от этнических территорий), право взаимного вето, референдумы, политические партии и общественно-политические организации, национально-культурные общества, территориальное самоуправления. Несмотря на многоэтнический состав населения, Украина смогла избежать острых и массовых межэтнических конфликтов, перерастания сепаратистских настроений национально-этнических меньшинств на различных территориях страны в сепаратистские движения. За годы независимости Украины основной тенденцией Сек. е. было противостояние между центральным правительством и этнополитическими движениями с целью повышения государственного статуса автономии АРК или создания органов власти для представительства интересов собственной этнической группы (русское и крымско-татарское население в АРК). Наиболее радикально сепаратистские лозунги іредентистського характера были провозглашены в ходе президентской избирательной кампании 2004 года. органами местного самоуправления в восточных областях Украины.

Абашидзе А. X. Национальные меньшинства и право на самоопределение (международно-правовые проблемы) // Этнографическое обозрение. — 1995. — № 2; Аренд X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. — К., 2002; Гелнер Е. Нации и национализм. Национализм / Пер. с англ. — К., 2003; Украинская политическая нация: генезис, состояние, перспективы / под ред В. С. Крисаченка. — К., 2003; Майборода А. Н. Теория этнополитики в западном обществоведении: структура и принципы исследования. — К., 1993; Никитюк В. А. Статус этнонациональных меньшинств (сравнительно-правовой аспект). — К., 1996; Рымаренко С. Ю. Самоопределение личности, нации, государства. — К., 1999.

В. Вилков