Общая политика безопасности и обороны — совместная международная политика стран — членов Европейского Союза в сфере политики безопасности и обороны. С. п. бы. и о. определена Маастрихтским договором второй опорой Европейского Союза (наряду с европейскими сообществами и общей политикой в области юстиции и внутренних дел). На пути становления С. п. бы. и о. можно выделить несколько важных вех. 1948 года был подписан Брюссельский пакт и создан Западный Союз в составе Бельгии, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов и Франции. 1952 года на встрече шести министров иностранных дел государств — членов ЕОУС была достигнута договоренность о разработке проекта создания Европейского политического сообщества. Предполагалось, что оно может стать координатором внешней политики государств — членов. Причем ЕОУС и Европейское оборонительное сообщество (ЕСО) планировалось интегрировать в Европейское политическое сообщество. Однако этот план был отклонен. 1954 года, после провала проекта Европейского оборонительного сообщества, было модифицировано Брюссельский договор о создании Западного Союза. К Брюссельскому пакту присоединились Германия и Италия и он превратился в Западноевропейский Союз. 1970 г. — страны — члены Европейского Сообщества договорились консультировать друг друга по важнейшим проблемам международной политики (на межправительственном уровне), основано Европейское политическое сотрудничество (ЕПС), в рамках которого на основе сугубо межгосударственных переговоров страны — участницы координировали свою внешнюю политику. 1983 г. — принятие Европейским советом Штутгартской декларации, где было задекларировано желание превратить Европейское Сообщество в Европейский Союз, компетенция которого распространялась бы и на «политические и экономические аспекты проблем безопасности». 1984 г. — на встрече министров иностранных дел и обороны ЗЕС принято Римскую декларацию, согласно которой предусматривалась активизация деятельности этой организации. Так, в рамках ЗЕС было образовано три агентства: по контролю за вооружением, по проблемам безопасности и обороны, по вопросам сотрудничества в области производства вооружений. 1987 г. — принят Единый европейский акт, вступивший в силу 1 июля 1987 г., официально ввел в круг координационных усилий членов сообщества «политические и экономические аспекты безопасности». 1993 года в Маастрихтській соглашении (Соглашении о Европейском Союзе) было сформулировано программу совместной внешней политики и безопасности и определены пять ее главных задач: охрана общих ценностей, основных интересов и независимости ЕС; усиление безопасности ЕС и стран-членов всеми возможными средствами; охрана мира во всем мире и международной безопасности в соответствии с принципами, заложенными в Хартии Объединенных Наций, а также принципов и целей Хельсинкского Заключительного акта и Парижской хартии; содействие международному сотрудничеству; развитие и консолидация демократии; установление верховенства закона и обеспечения прав человека и основных свобод. 1997 года принят Амстердамский договор, которым были расширены полномочия Европейского Союза в вопросах обороны и безопасности, намечены конкретные пути выполнения задач Маастрихтского договора. В консолидированном Договоре вопросам общей внешней политики и политики безопасности посвящен раздел V (статьи 11 — 28). Важным решением на пути повышения эффективности внешней политики Союза стало введение Амстердамским договором должности Верховного комиссара — представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Положения Общей внешней политики и политики безопасности (ОВППБ) были пересмотрены в Амстердамском договоре, вступил в силу с 1 мая 1999 г. На Хельсинкском саммите ЕС 10 — 11 декабря 1999 г. произошла дальнейшая материализация концепции С. п. бы. и о. на основе предложений франко-английской и немецко-британской встреч на высшем уровне, которые состоялись за месяц до саммита. На саммите было принято решение создать органы, ответственные за проведение политики в сфере безопасности и обороны. Согласно этого решения в 2001 г. были созданы: Комитет по вопросам политики и безопасности, Военный комитет Европейского Союза; Военный штат Европейского Союза (группа национальных военных экспертов — прообраз будущего военного штаба ЕС), что осуществляет военную экспертизу всего комплекса вопросов, связанных с вопросами безопасности и обороны, включая вопросы военного урегулирования кризисов; Политико — военная группа и Комитет по гражданским аспектам урегулирования кризисов, который дает советы относительно невоенного урегулирования кризисов, предупреждения конфликтов. Новый Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. (он вступает в силу после его ратификации всеми странами — членами), также содержит новые положения о ОВППБ. Основные цели С. п. бы. и а.: отстаивание общих ценностей, основополагающих интересов, независимости Европейского Союза и его неприкосновенности; укрепление безопасности Европейского Союза; — сохранение мира и укрепление международной безопасности; содействие международному сотрудничеству; развитие и укрепление демократии и утверждения принципа верховенства права; обеспечение прав человека и гражданских свобод; оборонная политика и политика в сфере безопасности. Реализация С. п. бы. и о. возложена на Европейскую раду, которая имеет наивысший вес в определении С. п. бы. и о. (она определяет принципы политики, ее общие направления, а также принимает решения по вопросам оборонной политики), и Совет Европейского Союза, который принимает решение относительно формирования и внедрения Сек. п. бы. и о. на основе общих направлений или общих стратегий, разработанных Европейским советом. Политический комитет, Комитет по вопросам политики и безопасности осуществляют мониторинг международной ситуации и разрабатывают рекомендации по собственной инициативе или же по требованию Совета. В условиях кризиса Комитет по вопросам политики и безопасности играет центральную роль в определении реакции Союза на кризис, отвечает за политический контроль и за стратегические направления военных операций (при поддержке Военного комитета). Военный комитет является ответственным за военное направление и за всю военную деятельность в рамках Европейского Союза. Генеральный секретарь Совета ЕС-Верховным представителем по вопросам С. п. бы. и о. Верховный представитель помогает Совету определять, формулировать и внедрять политические решения и в случае необходимости от имени Совета проводит политический диалог с третьими странами. Сейчас должность Генерального секретаря (Верховного представителя) занимает Хавьер Солана, бывший Генеральный секретарь НАТО. Договор о Европейском Союзе определяет, что Европейская комиссия в полной мере участвует в работе по осуществлению Сек. п. бы. и о. для обеспечения ее последовательности, полного соответствия внешним экономическим отношениям, развития взаимодействия и оказания гуманитарной помощи, является теми направлениями политики сообщества, где Еврокомиссия играет главную роль. Для воплощения Есть. п. бы. и о. в жизни используют такие инструменты: общие позиции, решения и заключения международных соглашений.

А. Кордун