Теология (от гоецьк. theos — Бог и logos— учение) — богословие, совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога, система представлений о Боге (религиозная антология), «символ веры» (идеология, выраженная в догматах), нравственные основы жизни (конфессиональная этика), практические аспекты деятельности верующих и духовенства (культ). Предполагает концепцию абсолютного Бога, который передает человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о Т. принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу. Т. содержит также сведения богослужебных правил (литургика), теория церковной проповеди (гомилетика), основы церковного права (каноника) и тому подобное. Свою теологическую систему имеют не только разные религии, но и различные направления одного вероисповедания. Так, в христианстве существуют православная, католическая и протестантская Т. Самая авторитетная в православии теологическая система разработана митрополитом Филаретом (1782 — 1867), который в декабре 1994 г. Архиерейским собором в Москве после отойдешь к лику святых. Как совокупность различных дисциплин православная Т. включает основы богословия (обоснование «символа веры»), нравственное богословие (разработка этики «земного» существования, которая обеспечивает верующему достижения вечного блаженства), сравнительное богословие (раскрытие преимуществ одной конфессии перед другими) и тому подобное. Т. (прежде всего в таких монотеистических религиях, как иудаизм, христианство, ислам) исходит из признания сверхъестественного характера Святого Пписьма (богодухновенности Священного Писания, в текстах которого Бог свидетельствует о самого себя и открывается людям — откровение). Поэтому Т. (независимо от конфессиональной определенности) всегда связана с концепцией Бога как абсолютной личности. Это означает, что Бог — не абстрактная идея или интеллектуальный принцип: он является первичной реальностью, которая имеет личностный характер и проявляет себя как динамическая сила, с которой возможен прямой диалог. Т. имеет противоречивый характер: признавая иррациональный смысл откровения (надприродність Святого Писания), она стремится рассматривать его в определенной системе понятий, то есть на основе рациональности. Это обстоятельство, наряду с социальными причинами, которые обусловили серьезные изменения в массовом религиозном сознании, породила много новаций в современной Т. и появление в ней большого количества различных концепций и школ (диалектическая Т., Т. «мертвого Бога», Т. надежды, Т. увольнения и тому подобное).

Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. — К., 1997.

Г. Чорней